Олег Тоцкий (tov_tob) wrote,
Олег Тоцкий
tov_tob

Метро, которого нет: "Минская" и "Героев Днепра"



Две самых северных станции Куреневско-Красноармейской линии поставили точку на развитии оболонского радиуса, полностью покрыв метрополитеном крупнейший на тот момент жилмассив Киева. Участок протяженностью 2,4 км был открыт 6 ноября 1982 г. Изначально пуск планировали вновь приурочить ко дню рождения Л.И. Брежнева, но работы были выполнены досрочно и открытие состоялось накануне очередной годовщины Октябрьской революции. По иронии судьбы оказалось, что не зря: Брежнев не дожил до своего 76-летия и скончался всего через 4 дня после открытия станций. Давайте посмотрим, что представляет из себя этот участок.

Пару слов о строительстве перегонных тоннелей на Оболони. На многих мелких участках, построенных открытым способом, тоннели между станциями сближаются друг с другом для экономии на объеме земляных работ. На Оболони такие тоннели были частично построены с применением экспериментального щита КМО 2х5. В роли щита выступили две металлических стенки, распертые балками, между которыми выбирался грунт и устанавливались новые секции обделки тоннелей. По мере выборки грунта и установки обделки щит проталкивался вперед, а только что собранные тоннели сразу гидроизолировались и засыпались. Такое решение позволило отказаться от забивки традиционных ограждающих свай с деревянной забиркой между ними и сэкономить пару тысяч тонн металла, сотни кубометров леса, сократить объем земляных работ и человеческие ресурсы. В 1984 г. щит КМО 2х5 передали в Ташкент.

1. Собственно здесь перед экскаватором мы видим сам щит, а еще ниже уже собранные тоннели:


2. Какая-то комиссия стоя на верхней площадке щита наблюдает за выемкой грунта:


3. Некоторые места на перегонах строились более традиционным способом. На фото перегонные тоннели в районе вентузла между "Минской" и "Героев Днепра". Это фото интересно также с точки зрения истории застройки Оболони. Позади мы видим новенький дом №21 (слева) и 23А (справа) по Оболонскому просп. При этом дом №25 еще не построен. Также в глубине двора вместо нынешнего дома ул. Маршала Тимошенко, №19 видны дома с противоположной стороны этой же улицы.



МИНСКАЯ

Проектные названия - "Оболонь 2" (когда точное расположение станций на жилмассиве еще не было известно, станции назывались одинаково и были последовательно пронумерованы с юга на север) и "Оболонь" (это название использовалось уже в момент проектирования и начала строительства станции). Действующее название станция получила от Минской площади, под которой построена станция, а также от Минского района (ныне Оболонский), в котором когда-то была расположена.

Конструкция станции односводчатая мелкого заложения (хотя изначально предполагалось строить ее в типовом колонном исполнении). "Минская" стала не только первым односводом в Киеве, но и первым мелким односводом в Союзе, построенным из сборного железобетона. По подобному конструктивному проекту в Киеве односводы больше не строились.

Архитекторы: Е. Дубинский, Л. Скорик, С. Сигалова, а также Т. Целиковская и А. Крушинский (вестибюли станции).
Художники: С. Химочка, В. Химочка.

Суточный пассажиропоток по станции сейчас составляет 50,3 тыс.

4. Эскиз станции:


5. Давайте посмотрим, чем конструкция "Минской" отличается от других односводов. Поперечный разрез станции:


Станция возводилась в котловане с двухярусным свайным ограждением (6 и 7), причем нижний ярус свай после строительства не извлекался. Сборка конструкции начиналась с монтажа коробчатых стеновых блоков (9). Одновременно сооружался обратный свод в монолитном железобетоне (3). На современных киевских односводах стеновых блоков нет и монолитный свод станции уходит вниз к фундаментной плите. Обратный свод также имеет другую форму, а вместо двух ярусов ограждающих свай используется стена в грунте на всю глубину котлована. Свод "Минской" собран из железобетонных полуарок (8), установленных на стеновые блоки; между полуарками вставлены свинцовые прокладки (2).

6. Монтаж свода станции:


7. Торжественный митинг в день открытия участка прошел на "Минской". В отличие от многих других пусков ключевыми фигурами здесь стали не высокие начальники, а обычные сотрудники метростроя и метрополитена.


8. Символический ключ метрополитену передал бригадир одной из лучших бригад проходчиков В. Орлов. Ключ принял ветеран войны и труда М. Куриленко, работавший тогда машинистом.


9.


10. Архитектурное оформление станции не имеет прямых аналогов в киевском метро. Свод "Минской" представляет из себя ступенчатую конструкцию, внутри которой смонтировано закарнизное освещение.


11. Центральная ось станции подчеркнута росписью "Древо жизни", выполненной в стиле белорусских народных орнаментов и проходящей сплошной полосой вдоль всего свода. Роспись на своде не повторяется, а постепенно изменяется как бы развиваясь.


12. По словам авторов и создателей росписи братьев Василия и Степана Химочки они поставили себе задачу объединить народные мотивы белорусских вышивок с идеей гармоничного роста человечества, изобразить, так сказать, дерево его развития.


13. Роспись в торце станции:


14. Несколько современных фото. Путевые стены станции облицованы теплыми по цвету плитами шлифованного травертина, карниз стены также как и свод покрыт росписью.


15. Роспись на своде:


16. Интересно, такие краски были изначально или за 30 лет они таки выцвели?


17. При строительстве станции расстояние между поездами и платформой в некоторых местах по ошибке получилось черезчур большим. В последующие годы ширина платформы была увеличена, чтобы ликвидировать излишний зазор и снизить риск попадания ног пассажиров в пространство между поездом и платформой.



ГЕРОЕВ ДНЕПРА

Предпроектное название - "Оболонь 3". Рабочее название станция получила благодаря одной из близлежащих улиц. Конструкция станции колонная мелкого заложения, выполнена по типовому проекту.

Архитекторы: Г. Андреев, а также Ф. Заремба (вестибюли станции).
Художники: А. Домнич, В. Дашенькин.

Пассажиропоток по данным оф. сайта - 36,1 тыс. пассажиров в сутки.

18. Рабочий эскиз станции. Фотографии строительства этой станции науке неизвестны.


19. К началу 80-х годов в системе навигации метрополитена произошел ряд языковых изменений: если до этого все объявления в вагонах и указатели на станциях были выполнены на украинском языке, то 80-х они делались уже на русском, а названия станций на путевой стене дублировались на обоих языках. На этом фото видно сразу два варианта написания названия. Следы от старых букв "Е" до сих пор можно рассмотреть на путевой стене. В начале 90-х все указатели и объявления вновь стали выполняться исключительно на украинском языке, названия станций на путевых стенах также изменили, хотя при этом на "Дворце спорта" двуязычный вариант написания названия неожиданно сохранился.


20. Оформление станции связано с темой Великой Отечественной войны и, в частности, с форсированием Днепра и освобождением Киева. "Героев Днепра", как и множество других мелких колонных станций в Киеве, представляет из себя пример поиска выхода из проблемы архитектурного однообразия типовых колонных станций. Колонны станции, облицованные мрамором красно-коричневого цвета, выполнены как факелы - символы памяти:


21. Светильники оформлены соответствующим образом:


22. Общее (боковое) освещение станции спрятано за плоскость подшивного потолка. Путевые стены облицованы ракушечником (снизу) и мрамором "Коелга" (сверху), между которыми протянулась лента ордена Славы.


23. На каждой путевой стене размещаются три металлических панно с эмблемами родов войск, принимавших участие в сражении за Днепр. Слева направо: Военно-морской флот, Сухопутные войска, Военно-воздушные силы.


24. Платформа выложена гранитными плитами темно-красного цвета. В вестибюлях станции предполагалось разместить витражи на военную тематику, но они там так и не появились. Тем не менее, во многих источниках словно под копирку указывается информация об их наличии.


25. Сами же вестибюли выполнены по индивидуальному проекту и занимают объем под автодорожной развязкой. Платформа станции находится прямо под кругом, выходы выведены внутрь круга, из которого четырьмя лучами в разные стороны расходятся подземные переходы под автодорогой. На фото конец 80-х: никаких киосков, еще нет автостоянки, чистота, травка, лавочки и клумбы с цветами.


26. Поближе. Это фото делалось на несколько лет раньше предыдущего, дома №49 по Оболонскому проспекту еще нет:


27. 90-е: над оборотными тупиками станции появилась стоянка, киоски захватили пространство возле трамвайного кольца, но внутри круга развязки их еще нет.


28. Наше время... Лавочек уже лет десять нет, газонов с клумбами тоже. Вместо них голая плитка, киоски и стихийная торговля. Несколько лет назад здесь картина была еще более удручающей.


Впрочем, главный "киоск" на Оболони был сооружен в другом месте. История участка от станции "Оболонь" до "Героев Днепра" неразрывно связана с Оболонским проспектом. После открытия линии широкая зеленая зона по центру проспекта более двух десятилетий напоминала скорее пустырь, нежели зеленую зону. Очень странно, что ее не попытались оформить под какой-нибудь бульвар: тоннели метро там залегают на достаточной глубине, чтобы высадить хотя бы кустарник или что-то мелкое из деревьев.

29. Так проспект выглядел в 1991 г. (фото с сайта http://kievphotosite.com):


30. Когда в 2007 г. начались подвижки в сторону строительства нового ТРК "DreamTown", который должен был вытянуться практически вдоль всего проспекта, некоторые жители Оболони даже обрадовались тому, что "пустырь" наконец-то исчезнет.


В течение всего периода строительства комплекса самой горячей темой была судьба тоннелей метро, ведь они расположены прямо под ТРК и находятся на сравнительно небольшой глубине. Как вы помните, перегонные тоннели на Оболони построены впритык друг другу, поэтому фундамент Dreamtown'а над тоннелями сооружен в виде буквы "П", а несущие сваи возведены в 6 метрах от тоннелей метро. Таким образом подобная конструкция в теории не должна влиять на тоннели и как-то взаимодействовать с ними. На практике же любой проект не дает 100% защиты от халатности строителей и мелких незаметных недочетов при проектировании, которые при некоторых обстоятельствах могут обернуться дорогой реконструкцией или противоаварийными работами. Это намного больше беспокоит специалистов, чем сам факт расположения торгового центра над метро, ведь подобное строительство требует максимум ответственности на всех этапах. С другой стороны, здание над "Контрактовой площадью" уже много лет беспроблемно стоит над метрополитеном и беспокойств пока не вызывает.

31. Прежде чем началось строительство торгового комплекса тоннели метро были дополнительно укреплены силами "Киевметростроя":


32. Затем на участок пришел другой подрядчик и вырыл два длинных котлована по бокам от тоннелей. Тоннели на этом фото находятся примерно под самосвалом:


33. После в котлованах появились сваи, на которые уложили фундамент:


34. Ну а затем родился ТРК, собранный из металлоконструкций для облегчения общего веса сооружения:


35. Так "Dreamtown" выглядит после завершения строительства. Некоторые шутят, что теперь Оболонский проспект превратился в два Оболонских переулка.


36. Вторая очередь комплекса. На момент съемки еще находилась в стадии строительства:


37. Минская площадь вдовесок:


Следующая остановка на станциях "Дворец Украина" и "Лыбедская".

См. также:
Метро, которого нет: Святошинско-Броварская линия
Метро, которого нет: Куренёвско-Красноармейская линия

P.S. Спасибо Диме Ермаку, 81412, Rigen, пресс-службе "Киевметростроя" и музею Киевского метрополитена за предоставленные архивные материалы, а также пресс-службе Киевского метрополитена за помощь в проведении съемки.
Tags: Героев Днепра, ККЛ, Киев, Минская, история, метро которого нет, метрополитен
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 163 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →