Олег Тоцкий (tov_tob) wrote,
Олег Тоцкий
tov_tob

Categories:

Инженерный корпус Киевского метрополитена



Инженерный корпус является "мозгом" метрополитена. В нем собраны сразу несколько разных служб, которые объединяет одно: именно отсюда происходит оперативное управление и контроль движения поездов, работы эскалаторов, различных устройств, автоматики и пр.; именно здесь принимаются решения в случае нештатных ситуаций. Кроме того, в инженерном корпусе находится часовая станция метрополитена, составляются графики движения поездов и многое другое.

1. Инженерный корпус Киевского метро, построенный в 80-х годах прошлого века, расположен над вестибюлем станции "Площадь Льва Толстого". Внешне здание ничем особым не выделяется и угадать его взаимосвязь с метро можно только по небольшой буковке "М" на углу крыши.


2. Одна из составляющих инженерного корпуса - Единый диспетчерский центр, который по праву можно назвать "глазами" метро.


3. Первый из пяти диспетчерских участков центра - дежурный по метрополитену. Сюда стекается вся оперативная информация о работе метрополитена и, в частности, о нештатных ситуациях. Дежурный по метрополитену координирует и направляет действия остальных служб и при необходимости взаимодействует с аварийными службами (МЧС, милиция и т.д.) и остальным внешним миром. Десяток внутренних и внешних телефонов на столе, в т.ч. и прямой связи - все как и положено для такой должности :)


4. Следующий участок - диспетчерский участок службы движения. Из этой комнаты происходит управление движением поездов по всем трем линиям. Не удивляйтесь цифрам на дальней стене - на этом фото действительно 2011 г. :)


5. Поездной диспетчер (ДЦХ) Сырецко-Печерской линии. Если не ошибаюсь, смена каждого диспетчера имеет продолжительность 12 часов.


6. Или вот, например, поездной диспетчер Святошинско-Броварской линии:


7. А когда-то давно рабочее место поездного диспетчера выглядело так: десятки кнопок, столько же лампочек и мнемоническое табло на всю стену с путевым развитием линии и положением поездов на ней. На фото вы видите еще совсем небольшой пульт, когда в метро насчитывалось меньше десятка станций. Пока сюда не пришла компьютеризация, каждый диспетчер занимал отдельную комнату.


8. Современное рабочее место ДЦХ. Управление всей линией, положение поездов на ней, показания светофоров и пр. помещаются на двух мониторах. При необходимости план и профиль линии можно посмотреть более детально по каждому участку. Через микрофон справа осуществляется связь с машинистами поездов; разлинеенный лист бумаги перед микрофоном - текущий график движения; на мониторе слева автоматически записывается исполненный (фактический) график движения.


9. Желтые червячки с цифрами - занятые рельсовые цепи, т.е. фактически это поезда с номерами их маршрутов; ярко-зеленые - собранные (подготовленные) маршруты по стрелкам. Также здесь отображается информация об отклонении в графике движения для каждого поезда.


10. Один из графиков движения поездов по Куреневско-Красноармейской линии:


11. Старший поездной диспетчер:


12. Диспетчер электро-механической службы. Отвечает за вентиляционные и водоотливные установки, ТЭНы и пр. На экранчиках можно увидеть режимы работы всех устройств и их текущее состояние. Сейчас в Киевском метро имеется 111 вентиляционных шахт с 215 вентиляторами главного проветривания и 223 водоотливные установки на станциях, тоннелях, вестибюлях и пр.


13. Диспетчер эскалаторной службы (красная и синяя линии метро). Ныне на 26 станциях установлены 122 эскалатора.


14. Отсюда видно состояние машин, можно посмотреть состояние блокировочных механизмов, если произошло их срабатывание, и выполняется централизованное управление пуском и остановом всех эскалаторов метрополитена. За неделю в среднем происходит около сотни незапланированных остановок эскалаторов. 90% - нетехнические остановки, когда эскалатор останавливает либо работник станции, либо сам пассажир.


15. Старое рабочее место диспетчера:


16. Наконец, последний пятый участок Единого диспетчерского центра - энергодиспетчеры. Несмотря на компьютеризацию у них еще сохранились старые мнемонические табло со схемой электроснабжения линии и залы, в которых расположены энергодиспетчеры, напоминают уменьшенную копию блочного щита управления АЭС. Куреневско-Красноармейская линия:


17. Святошинско-Броварская линия. Всего в метро сейчас действует 81 подстанция. На тягу поездов, кстати, уходит около 2/3 электроэнергии.


18. Рабочее место первых энергодиспетчеров:


19. Застенчивая Сырецко-Печерская линия :)


20.


21. Старые мнемосхемы прекрасны. Парные кружочки - понижающие трансформаторы, на которые приходят линии 10 кВ от Киевэнерго и других подстанций метрополитена; ниже - шины 380 В для различных нужд (освещение, вентиляция, эскалаторы, водоотливные установки и т.п.); на одном уровне с ними выпрямители для получения постоянного тока 825 В для тяги поездов. Еще ниже на всю длину мнемосхемы протянулись секции контактного рельса, обозначенные красным и зеленым цветом (их хорошо видно на предыдущем фото).


22. В отличие от других линий, здесь за последние десятилетия почти ничего не изменилось :)


23. Что еще вам рассказать про инженерный корпус? Кроме диспетчеров здесь еще сидят графисты, составляющие графики движения поездов. Или, вот, например, эта девушка с печальным взглядом, работающая инженером центра мониторинга:


24. У нее на мониторчике можно выбрать любую станцию и посмотреть чем занимаются пассажиры и сотрудники. Точно такой же волшебный монитор находится и у дежурного по метрополитену. Вот, например, "Лесная":


25. В инженерном корпусе также находится часовая станция, по которой синхронизируются практически все часы в метро. Передние шкафы отвечают за генерацию точного времени и передачу его на объекты: интервальные часы на станциях и многочисленные часы в различных служебных помещениях, которых сейчас насчитывается около 3,5 тыс. Часовая станция несколько раз в сутки корректируется по сигналам точного времени.


26. Позади установлены две пары шкафов с десятками циферблатов - каждый шкафчик на свою линию. Ближайший к нам зарезервирован под Подольско-Вигуровскую линию.


27. На эти шкафы приходят обратные импульсы от соответствующих станций для определения правильности показаний на станционных часах. Если разница между первичным временем и временем на станции превышает 2 минуты, срабатывает сигнализация.


28. Первичные часы:


29. Раньше первичные часы были маятниковыми и находились в т.н. доме связи, который находится над вестибюлем станции "Крещатик". Новая часовая станция была установлена в 90-х годах.


30. Сейчас эти часы находятся в музее Киевского метрополитена.


31. В доме связи, кстати, тоже происходят интересные вещи: например, записываются голосовые сообщения для пассажиров на эскалаторах, в кассовых залах и пр. Но это тема отдельного рассказа.


32.


P.S. Большое спасибо пресс-службе Киевского метрополитена за организацию съемки.
Tags: Киев, метро изнутри, метрополитен
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 75 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →