Олег Тоцкий (tov_tob) wrote,
Олег Тоцкий
tov_tob

Метро, которого нет: "Житомирская", "Академгородок", "Проспект Вернадского" и "Новобеличи"



Сегодняшний пост будет посвящен последнему пусковому участку Святошинско-Броварской линии, который был открыт 24 мая 2003 г. Кроме него вы также увидите несостоявшиеся эскизы станций "Проспект Вернадского" и "Новобеличи". Первая уже никогда не будет построена, вторая еще долгое время будет оставаться перспективной. На этом наше путешествие по Святошинско-Броварской линии завершится. Но прежде чем перейти к Куреневско-Красноармейской линии впереди вас еще ждет дополнительный пост с фотографиями, которые по тем или иным причинам не попали в предыдущие обзоры.

Незадолго до начала строительства нового участка, которое началось в 1998 г., планировалось, что за станцией "Святошин" линия увеличится на четыре станции: "Проспект Вернадского", "Проспект Победы" (ныне "Житомирская"), "Проспект Палладина" ("Академгородок") и "Новобеличи". Впоследствии "Проспект Вернадского" была исключена из этого списка (из-за этого перегон между станциями "Святошин" и "Житомирская" имеет достаточно большую длину - 1,8 км), а "Новобеличи" и по сей день остается перспективной.

Несмотря на изменения, предварительные эскизы станции "Проспект Вернадского" все же были сделаны, поэтому, прежде чем перейти к "Житомирской", давайте посмотрим на них.

1. Из эскизов ясно, что станция по конструкции должна была быть аналогичной станции "Святошин", т.е. колонной мелкого заложения.


2. Еще вариант:



ЖИТОМИРСКАЯ

Проектные названия - "Проспект Победы", "Крамского". Нынешнее название станция получила по направлению на Житомир. Конструкция станции односводчатая мелкого заложения.

Архитекторы: Н. Алёшкин, Т. Целиковская, В. Гневышев, при участии А. Панченко.

По данным официального сайта пассажиропоток на сегодняшний день составляет 36,6 тыс. пассажиров в сутки.

3. Эскизы реализованного архитектурного оформления станции мне неизвестны, а вот на уникальные эскизы тех времен, когда рисовалась "Проспект Вернадского", у нас есть возможность посмотреть. Вот как могла бы выглядеть "Житомирская" в одной из своих старых интерпретаций:


4. Или так. Из описания эскиза: "В основе проектного решения - трубчатая структура на своде, несущая в себе светильники с лампами люминесцентного света. Структура пронизывает пространство подземного зала и вестибюлей, зрительно объединяя их в единый урбанистический комплекс." Вероятнее всего этот эскиз был взят за основу современной схемы освещения на станции.


5. Еще вариант.


6. Веяния современности :)


7. Одинокий кадр строительства станции. На фото опалубка для укладки бетона свода станции. Ее же можно было наблюдать на "Бориспольской" и "Выставочном центре".


8. Современное фото. Под сводом размещено три линии люминесцентного освещения на облегченных алюминиевых подвесах. На пол уложен серый гранит с расшивками красного и вставками из габбро.


9. Путевая стена облицована белым и коричневым мрамором. Над названием станции размещено словосочетание "Станция метро" (Капитан Очевидность аплодирует стоя); "Житомирская" - единственная станция в Киеве с таким исполнением названия.


10. Кассовый зал. За счет формы потолка кассовый зал визуально является продолжением односвода.



АКАДЕМГОРОДОК

Проектное название - "Проспект Палладина". Современное название станция получила по близлежащему жилому массиву. В данный момент станция является конечной на линии. Конструкция станции колонная (трехпролетная двухярусная) мелкого заложения. "Академгородок" - вторая двухярусная (после "Позняков") станция в Киеве, но, если "Позняки" имеет только одну галерею над путями, на "Академгородке" таких галерей две. Подобная конструкция станции в сочетании с лестницей, ведущей на галереи с середины платформы, должна легко и эффективно разделять потоки пассажиров. Правда, в южном вестибюле турникеты расположены с противоположной стороны от посадочной платформы и на лестнице встречные потоки людей пересекаются. Является ли данная ошибка следствием каких-то неизвестных нам задумок проектировщиков или этот момент был просто упущен из виду - не знаю.

На "Академгородке" также есть негласный "памятник" отечественному машиностроению: установленные для выхода из подземных переходов эскалаторы производства завода "Большевик" с момента открытия станции практически ни разу не работали вследствие дефекта конструкции.

Архитекторы: Т. Целиковская, В. Гневышев, Н. Алёшкин, А. Крушинский.

Пассажиропоток - 46,2 тыс. в сутки.

11. Предварительные эскизы станции. Вариант без галерей над путями:


12. Один из вариантов с галереями. Причем левая часть эскиза показывает все это хозяйство в разрезе:


13. Еще. Интересно, как бы это выглядело в реальной жизни.


14. Эскиз, близкий к построенной станции:


15. Собственно практически готовая станция с пробным поездом:


16. День открытия. Ген. Директор "Киевметростроя" В. Петренко, Л. Кучма и тогдашний мэр Киева А. Омельченко:


17. Современные фото.


18. Рисунок пола и изгибы ограждения галерей очень сильно перекликаются с эскизом на 14-м фото.


19.


20. Гроздья шарообразных светильников молочного цвета придают станции праздничности.


21.


22. Одна из лестниц, ведущих из центра платформы на галереи:


23. Галерея:


24. В ограждении галерей установлены яркие витражные вставки.


25.



НОВОБЕЛИЧИ

Станция когда-нибудь будет располагаться за "Академгородком". В данный момент станция относится к перспективным, но четких планов по ее строительству нет. Предполагалось, что "Новобеличи" будет размещена рядом с одноименной остановочной платформой железной дороги с организацией пересадки и расширением ж-д платформы.

26. На старых эскизах, которые с высокой долей вероятности уже никогда не будут реализованы, станция имеет такую же конструкцию, как и "Позняки": двухпролетная колонная станция мелкого заложения с одной галерей над путями. Из описания эскиза: "Потолок - подвесной, выполненный из гипсокартона с рустами. Стальные трубы окрашены порошковыми эмалями с антикоррозийными свойствами типа "металлик". Стены и полы сооружения облицованы керамической плиткой различных цветов. Элементы ограждения балкона выполнены из тонированного стекла. Источники света - точечные люминесцентные светильники".


27. Еще один вариант. "Архитектурная концепция построена на контрастном сочетании отделочных материалов. Стены, потолки, включая ограждение балконов, облицованы алюминиевыми профилями, окрашенными цветными эмалями по специальной технологии: потолки и балконы - белая эмаль; путевые стены - эмаль ультрамаринового цвета".


28. И еще парочка:


29.


Следующая остановка на станциях "Площадь Независимости", "Почтовая площадь" и "Контрактовая площадь".

См. также:
Станции "Берестейская", "Нивки", "Святошин"
Все публикации серии "Метро, которого нет"

P.S. Спасибо Диме Ермаку и пресс-службе "Киевметростроя" за предоставленные архивные материалы, а также пресс-службе Киевского метрополитена за помощь в проведении съемки.
Tags: Академгородок, Житомирская, Киев, Новобеличи, Проспект Вернадского, СБЛ, история, метро которого нет, метрополитен
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 63 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →