Олег Тоцкий (tov_tob) wrote,
Олег Тоцкий
tov_tob

Метро, которого нет: "Берестейская", "Нивки" и "Святошин"



Все три героини сегодняшнего рассказа были открыты 5 ноября 1971 г. в составе пятого пускового участка Киевского метро. Конструктивно все три станции одинаковы и являются типовыми колонными трехпролетными станциями мелкого заложения. Как и многие предшественницы, эти станции затронула политика борьбы с "архитектурными излишествами". Однако, ряд приемов, примененных в оформлении станций, позволил достичь намного большей выразительности проектов (это касается прежде всего "Берестейской").

БЕРЕСТЕЙСКАЯ

До 1993 г. станция имела название "Октябрьская". Нынешнее название станция получила по украиноязычному топониму Берестя (Брест) и Брест-Литовскому шоссе (ныне просп. Победы), под которым расположена станция. "Берестейская" вместе с прилегающими тоннелями имеет две конструктивные особенности. Во-первых, разница глубины заложения станции и кассового зала обусловила необходимость строительства двухленточного эскалатора, работающего только на подъем; во-вторых, соседняя "Шулявская" имеет достаточно большую глубину заложения (около 90 м), поэтому, чтобы вывести тоннели на неглубокое заложение, перегон был построен с максимально допустимым уклоном 42‰ (42 метра вверх на 1 км пути). Фактический перепад высот между платформами "Шулявской" и "Берестейской" составляет порядка 80 м. При этом проходка велась в сложных условиях в водонасыщенных грунтах с применением различных способов водопонижения и закрепления грунтов. Кстати, во время строительства этого перегона случился казус: при проходке тоннелей активизировались живущие в грунте бактерии, выделяющие серную кислоту, и болты, которыми скрепляется чугунная обделка тоннелей, под влиянием кислоты оказались ослабленными, поэтому порядка 1,7 км тоннелей дополнительно укрепили изнутри бетонной рубашкой.

Архитекторы: Б. Приймак, И. Масленков, В. Богдановский, Т. Целиковская.
Скульптор: Б. Карловский.

В 1973 г. авторов проектов станций «Октябрьская» и «Святошино» выдвигали на соискание Государственной премии УССР им. Т. Г. Шевченко.

На сегодня пассажиропоток на станции составляет 21,8 тыс. пассажиров в сутки.

1. Один из вариантов архитектурного оформления станции:


2. Реализованный эскиз:


3. Торец платормы с барельефом В.И. Ленина:


4. Рабочие моменты строительства станции:


5. Изготовление панелей из нержавеющей стали для отделки колонн станции:


6. Предпусковые дни. Обратите внимание: справа за вентиляционными решетками над путевой стеной раньше также располагались светильники, а вот на колоннах светильников не было. В каком состоянии сейчас светильники над путевой стеной, увы, не знаю; в рабочем состоянии мне их видеть ни разу не доводилось.


7. Торжественное открытие участка 5 ноября 1971 г. (за фото спасибо 81412):


8. Первые годы работы станции. В торце станции ранее располагался металлический барельеф с изображением В.И. Ленина, а также сопутствующая надпись "Жовтнева революція відкрила нову епоху всесвітньої історії" с подписью вождя:


9. Торцевая стена облицована красно-коричневым мрамором. Барельеф, как и многие другие символы советской эпохи, исчез в начале 90-х.


10. Современные фото. Станция имеет подшивной потолок, что позволило спрятать светильники в ниши круглой формы:


11. Колонны "Берестейской" покрыты панелями из зеркальной нержавеющей стали:


12.


13. В торце станции в духе современных тенденций теперь располагается лайтбокс с рекламой:


14. Путевая стена облицована плиткой коричневато-розового цвета:


15. Над путевой стеной находятся вентиляционные решетки (за которым располагались светильники с 6-го фото) с изображением колосьев. Дверца для доступа к кабельканалам оформлена созвучно общему архитектурному стилю станции.



НИВКИ

Проектные названия - "Станкозаводская", "Щербакова". Рабочее название станции произошло от одноименной исторической местности, в которой находится станция. В отличие от "Берестейской", станция даже внешне имеет типовую конструкцию "сороконожек" с двумя лестничными выходами.

Архитекторы: Б. Приймак, И. Масленков, В. Богдановский, Т. Целиковская.
Художники-керамисты: Н. Федорова, А. Шарай.

Пассажиропоток составляет 27,1 тыс. в сутки.

Прежде чем перейти непосредственно к станции, давайте обратим внимание на перегон между ней и "Берестейской". Дело в том, что практически сразу за "Берестейской", в том месте, где просп. Победы пересекает железную дорогу, фактически расположен крытый метромост. Точнее прямо над железной дорогой проложены оба тоннеля метро.

16. Строительство тоннелей над железной дорогой, вид в сторону ст. "Нивки":


17. Так это выглядит со стороны железной дороги. За бетонной стенкой скрываются тоннели, над ними проложена автодорога. Ее, кстати, проложили не сразу, а лишь в начале 80-х.


18. Вид со стороны старого путепровода, через который проходит проспект.


19. Еще несколько фото с других частей перегона. Возведение "стены в грунте" перед раскрытием котлована:


20. Раскрытый котлован поблизости железной дороги (ближе к "Нивкам"). Здесь скоро построят тоннели.


21. Все тоже самое, но со стороны "Нивок". Тоннели в процессе строительства; на переднем плане мы также видим строительство вентиляционного узла:


22. Готовые тоннели:


23. Теперь перейдем к станции. Вариант "Станкозаводской" во времена, когда ее планировали строить глубоким заложением:


24. Вариант оформления станции, выставлявшийся в разные годы под разные проекты:


25. Реализованный проект станции:


26. Предпусковые дни на станции:


27. Круглые колонны станции облицованы крупной плиткой в сине-зеленой гамме:


28.


29. Путевая стена облицована зеленоватой плиткой и украшена растительным орнаментом. Выбор такого оформления был обусловлен близостью к Сырецкому лесопарку.


30. Дверцы на путевых стенах украшены керамическими плитками на тему скандинавских и древнерусских украшений:


31. Крупнее:


32. Орнамент на путевой стене и название станции:



СВЯТОШИН

Проектные названия - "Святошинский вокзал", "Заводская". До 1991 г. станция носила название "Святошино". Как прежнее, так и нынешнее название станции произошло от расположенной неподалёку исторической местности Святошин. По архитектурному оформлению станция во многом созвучна с "Нивками", основные отличия заключаются лишь в расположении светильников, форме и цвете отдельных элементов.

Архитекторы: Г. Головко, Н. Коломиец, М. Сыркин.
Художник: Н. Гаркуша.

Современный пассажиропоток на станции - 36,8 тыс. пассажиров в сутки.

33. Один из вариантов оформления станции. Эскиз реализованного проекта, к сожалению, неизвестен.


34. Незадолго до пуска:


35. 90-е годы. Световая линия ранее была выполнена как закарнизная. В конце 90-х старые элементы из оргстекла заменили более современными алюминиевыми панелями с заменой в т.ч. и самих светильников.


36. Современный вид станции:


37.


38. Путевые стены облицованы белой керамической плиткой, на которой выполнен орнамент в виде елочек из темно-зеленой плитки. Дверцы в путевой стене имеют соответствующее оформление.


39.


Следующая остановка на станции "Театральная".

См. также:
Все публикации серии "Метро, которого нет"

P.S. Спасибо Диме Ермаку и пресс-службе "Киевметростроя" за предоставленные архивные материалы, а также пресс-службе Киевского метрополитена за помощь в проведении съемки.
Tags: Берестейская, Киев, Нивки, СБЛ, Святошин, история, метро которого нет, метрополитен
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 95 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →