Олег Тоцкий (tov_tob) wrote,
Олег Тоцкий
tov_tob

Метро, которого нет: "Черниговская" и "Лесная"



Заключительная часть серии "Метро, которого нет" про открытый участок Святошинско-Броварской линии. Чтобы не метаться из стороны в сторону, сегодня мы немного нарушим хронологию и затронем сразу и "Лесную", которая была открыта позже святошинского пускового участка. Станции, на которые я вам сегодня хочу предложить посмотреть, сильно отличаются от остальных наземных станций своей конструкцией, а в архитектурном плане "Лесная" может по праву считаться самой интересной из них.

ЧЕРНИГОВСКАЯ

Проектное название - "ДШК" ("Дарницкий шелковый комбинат"). До 1993 г. станция носила название "Комсомольская". Современное название станция получила от направления автомагистрали, частью которой является расположенный рядом со станцией Броварской просп. Изначально планировалось завершить Святошинско-Броварскую линию станцией "Дарница", но интенсивное жилищное строительство и развитие промышленности к востоку от станции уже в 1962 г. (т.е. еще до пуска самой "Дарницы") заставили внести изменения в эти планы.

Станция была открыта 4 октября 1968 г. Конструкция станции наземная; частично расположена под путепроводом ул. Красногвардейской. По оформлению и конструктивным решениям "Черниговская" близка к некоторым станциям Филёвской линии в Москве ("Багратионовская", "Филёвский парк", "Пионерская", "Кунцевская"). Из-за высокого пассажиропотока в 1974 г. со стороны западного вестибюля была построена дополнительная боковая платформа, которая до открытия "Лесной" использовалась для высадки пассажиров (ныне платформа не эксплуатируется).

Архитекторы: И. Масленков, В. Богдановский, Т. Целиковская.

Пассажиропоток на сегодня составляет 43,6 тыс. пассажиров в сутки.

"Черниговская" - единственная станция в Киеве, расположенная на ровной площадке (традиционно станции метро имеют незначительный и незаметный пассажирам уклон 3-5‰ для отвода воды, в т.ч. и другие наземные станции киевского метро).

1. Вариант мелкого заложения станции. Откуда возникла идея мелкого заложения до конца неясно; возможно рассматривался вариант "закапывания" станции под путепровод.


2. Наземный вариант под путепроводом, взятый за основу при реализации проекта:


3. Строительство западного вестибюля станции:


4. Несущие конструкции станции собраны из сборного железобетона:


5. Вид в направлении "Дарницы". Кстати, на перегоне "Дарница"-"Черниговская" впервые среди открытых участков Киевского метро были применены железобетонные шпалы вместо деревянных.


6. Митинг у восточного вестибюля в день открытия станции:


7. Станция в первые годы работы. Восточный вестибюль:


8. Оба вестибюля функционально построены в виде стеклянных объёмов. К вестибюлям с путепровода ведут мостики, которые одновременно являются навесом над платформой станции. Западный вестибюль:


9. Платформа станции. Обратите внимание на светильник сверху - сейчас его нет.


10. Общий вид на станцию и развязку Красногвардейской/Братиславской/Броварского просп.:


11. Путевое развитие за станцией. Перед пуском "Лесной" путь здесь переложили, стрелочные переводы и съезды полностью демонтировали.


12. Редкий кадр с работающей боковой платформой:


13. Западный вестибюль, 90-е:


14. Современные фото. Станция интересна своей конструкцией, но ее расположение в выемке и многочисленные киоски вокруг мешают ее целостному восприятию.


15.


16. Западный вестибюль и заснеженная дополнительная платформа:


17. Пространство под восточным вестибюлем. Нынешний пассажиропоток на станции значительно превосходит скромные возможности лестниц, ведущих из кассовых залов. Тот, кто бывает в час-пик на "Черниговской", хорошо знает, как непросто бывает их преодолеть.


18. Часть навеса станции поддерживается двумя рядами колонн, как визуальное продолжение вестибюля; в средней части станции имеется только один ряд колонн. Колонны облицованы белым мрамором.


19. Архитектурное оформление станции предельно просто; никаких дополнительных деталей (кроме, разве что, небольшой мозаики над лестницами) здесь вы не найдете.


20.


21. Чтобы немного разнообразить наше повествование, давайте также немного прогуляемся вдоль линии от "Дарницы" до "Лесной". Окрестности "Дарницы":


22. Этот отрезок, на мой взгляд, один из самых живописных на открытом участке Святошинско-Броварской линии, особенно летом. Правда, читателям придется задействовать фантазию, т.к. все самые лучшие фотографии открытого участка, у меня почему-то получились зимними :)


23.


24. Состав уходит с "Черниговской":


25.


26. За "Черниговской" остался артефакт с тех времен, пока станция была конечной. Вместо привычного забора здесь находятся две капитальных стены, оставшиеся от ПТО (пункт технического обслуживания), которое при продлении линии было разобрано и перенесено за оборотные тупики "Лесной".


27. Бывшее ПТО вечером:


28. Вид в сторону "Лесной":


29.



ЛЕСНАЯ

Проектное название - "Мурманская" (или "Ул. Мурманская"). До 1993 г. станция имела название "Пионерская" (в честь Международного года ребенка, объявленного ООН в 1979 г.). После переименования в 1993 г. станция носит название одноименного жилмассива, расположенного поблизости.

Открытие станции состоялось 5 декабря 1979 г. В 2005 г. был открыт второй (восточный) выход со станции. Как и у остальных соседних станций, конструкция станции наземная, но построена она по индивидуальному проекту. В плане архитектуры "Лесная" также получилась наиболее выразительной среди своих наземных сестёр.

Архитекторы: И. Масленков, Т. Целиковская, А. Крушинский, Н. Чуприна, при участии А. Працюка, Ф. Зарембы, Л. Лепехиной.
Художники: И. Левитская, Ю. Кисличенко, А. Шарай (художник-керамист).

Пассажиропоток - 66,9 тыс. пассажиров в сутки. Станция является одной из самых загруженных в метро.

30. К сожалению, ни одного проектного эскиза этой станции найти не удалось и неизвестно, сохранились ли они вообще. Строительство станции:


31. Эпизоды строительства перегона "Комсомольская"-"Пионерская":


32.


33. Навес над платформой опирается на двойные колонны по центру платформы. Между колоннами расположены кованые металлические решетки со вставками из витражного стекла, отражающих тематику пионерского движения (горны, костры, звезды, изображения пионеров и т.д.). Ранее там же находилось и название станции, которое после переименования демонтировали.


34. Выход поезда из под оборота:


35.


36. Вид на станцию со стороны Броварского просп.:


37. Один из выходов:


38. Путевое развитие за станцией. За оборотными тупиками располагается ПТО, перенесенное с "Черниговской", с крыши которого была сделана эта фотография.


39. Заход состава в ПТО:


40. Между ближними колоннами можно заметить кованые цифры "1979" вместе со словом "станція". Над ними располагалось старое название станции; новое, увы, не появилось.


41.


42. Одна из витражных вставок:


43.


После сооружения "Лесной" неоднократно всплывали планы дальнейшего продолжения линии на восток. При Союзе рассматривались варианты строительства станции в Быковне после застройки этого района многоэтажками или в случае строительства вокзала Киев-Восточный. В наше время перед выборами можно услышать прожекты продления линии аж до Броваров, но про них благополучно быстро забывают.

Следующая остановка на станциях "Берестейская", "Нивки" и "Святошиин"

См. также:
Участок "Гидропарк" - "Дарница"
Все публикации серии "Метро, которого нет"

P.S. Спасибо Диме Ермаку за предоставленные архивные материалы, а также пресс-службе Киевского метрополитена за организацию съемки на станциях.
Tags: Киев, Лесная, СБЛ, Черниговская, история, метро которого нет, метрополитен
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 105 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →