Олег Тоцкий (tov_tob) wrote,
Олег Тоцкий
tov_tob

Categories:

Днепропетровский метрополитен



Полгода назад, когда я публиковал первый общий обзор по Днепропетровскому метро, читатели справедливо упрекнули меня в том, что станциям было уделено слишком мало внимания. В начале этого года, тогда же, когда был отснят строящийся участок, были полностью сфотографированы и все станции действующего метро. Именно о них и будет сегодняшний пост.

На сегодня днепропетровский метрополитен, к сожалению, продолжает оставаться одним из самых малых в мире: все 6 станций открыты еще в 1995 г., а эксплуатационная длина трассы менее 10 км. Многим также известна еще одна его отличительная черта: четыре односводчатых станции практически полностью повторяют друг друга, хотя если взять их по отдельности, то, по меркам архитектуры метро 90-х, каждая станция выполнена достаточно красиво.

Вокзальная

1. Станция колонная трехсводчатая глубокого заложения. Из-за большого диаметра колонн ее иногда путают с пилонной. Предполагалось, что станция когда-нибудь станет пересадочной на третью линию (вроде конструктивно даже оставлен задел), но с учетом туманных перспектив даже пускового участка до "Центральной" страшно представить, когда наступит это "когда-нибудь".


2.


3. В торце центрального зала станции установлена памятная доска со списком основных предприятий, принимавших участие в строительстве первого пускового участка:


4. На доске сохранился изначальный логотип метрополитена:


5. Боковой зал:


Метростроителей

6. Проектное название - "Дворец Ильича". Также встречались "Чечеловская", "Калининская" и "Баррикадная". Первый из четырех глубоких односводов на нашем маршруте. Кстати, эти односводчатые станции - единственные в Украине односводы глубокого заложения.


7. Станции имеют конструкцию "тбилисского односвода": монолитный свод без опорных выработок и обратного свода. Если в предыдущем предложении вы узнали только буквы, то замечу, что классический "ленинградский односвод" (смотреть картинку) собирается из сборной обделки (причем для повышения устойчивости конструкции каждая арка свода дополнительно обжимается в породу), а свод опирается на специальные опорные выработки, которые скрываются за путевой стеной. Т.к. скальные породы сами по себе имеют большую прочность, ряд вещей в конструкции односвода можно упростить: свод строится из монолитного железобетона, а необходимость в опорных выработках отпадает.


8.


9. По некоторым элементам (металлические шарики и пр.) отделки станций легко угадывается стиль Харьковметропроекта.


10.


Металлургов

11. Проектное название - "Петровского". Также встречалось название "Баррикадная".


12. Все четыре днепропетровских односвода очень сильно перекликаются в архитектурном плане и на первый взгляд отличаются только цветом плит на своде.


13.


14.


15. На "Металлургов" и "Заводской" в торце зала находится загадочная лестница, которую можно разглядеть на заднем плане фото:


16. Наверху расположена небольшая площадка, от которой уходят в сторону два задела под какой-то переход. К сожалению, до сих пор наверняка неизвестно, для чего предполагался этот задел. Вариант пересадки на другую линию выглядит фантастическим, т.к. по всем источникам пересечений с другими линиями в этом месте не предполагалось; вариант задела под второй выход также неубедителен: непонятно зачем он уходит в сторону, да и куда его, собственно, выводить предполагалось тоже неясно.


Заводская

17. Один из вариантов проектных названий - "Металлургов". Благодаря своей расцветке, пожалуй, самый симпатичный односвод из всех четырех.


18.


19. Несмотря на внешнюю схожесть с другими односводами, каждая станция имеет множество мелких деталей, отличающих ее от других: разные люстры и форма плит отделки свода, разный цветовой рисунок на своде при помощи плит различного оттенка, форма и отделка путевой стены, рисунок пола и торцов залов и т.д.


20.


21. На заднем плане можно увидеть точно такую же, как и на "Металлургов", лестницу с заделом под выход/переход неизвестно куда:


22. Над лестницей установлен первый тюбинг для днепропетровского метрополитена, изготовленный в 1981 г. Днепротяжмашем:


23.


24.


Проспект Свободы

25. Проектное название - "Электровозостроителей". Еще один вариант - "Петровского".


26. Изначально в светильниках стояли дугообразные лампы дневного света с шариком внизу, но затем все это хозяйство заменили энергосберегайками. Теперь светильники выглядят немного обрезанными.


27. Односвод не заканчивается сразу за платформой, а тянется еще метров 30-50 за станцией:


28. Наклонный ход эскалатора на всех односводах примыкает не к торцу станции, а фактически врезан в свод:


29.


Коммунаровская

30. Трехпролетная колонная станция мелкого заложения. Один из вариантов проектных названий - "Диёвская".


31. На этой станции появление энергосберегающих ламп более всего повлияло на архитектурный облик. Ранее здесь также стояли дугообразные люминесцентные лампы с металлическим шариком, и люстры смотрелись гораздо величественней (см. картинку с сайта metroworld.ruz.net).


32. Путевая стена станции:


33.


34.


См. также:
Исторический обзор Днепропетровского метрополитена
Небольшой фотоэкскурс по метрополитену, включая депо и инженерный корпус
Фотографии современного строительства из 14-го шахтного ствола

P.S. Спасибо администрации сайта metro.dp.ua и Днепропетровского метрополитена за организацию съемки.
Tags: Днепропетровск, метрополитен
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 93 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →