Олег Тоцкий (tov_tob) wrote,
Олег Тоцкий
tov_tob

Метро, которого нет: конкурсные проекты 1952 г.



На заре строительства метро в Киеве первый пусковой участок должен был включать в себя не 5, а 7 станций (Завод Большевик (ныне Шулявская) - Политехнический институт - Вокзальная - Университет - Крещатик - Арсенальная - Днепр). Причем "Политехнический институт" и "Завод Большевик" должны были быть мелкого заложения. Для решения архитектуры станций в 1952 г. был проведен Всесоюзный конкурс на проекты станций первого пускового участка. В конкурсе принимали участие десятки архитекторов из Киева, Москвы, Ленинграда, Харькова, Львова и других городов Союза. Эскизы рисовались в эпоху наивысшего развития в метро так называемой сталинской архитектуры и имели соответствующий вид. Кроме воплощения в архитектуре станций идей и символики того времени, проекты должны были быть созвучны с ансамблями Киева и отражать национальные мотивы Украины. Если бы киевский метрополитен был открыт на пару-тройку лет раньше, то, скорее всего, мы бы сейчас видели воплощение нескольких проектов, созданных в 1952 г.

Но в стране развернулась кампания по борьбе с архитектурными излишествами; кроме того, станции "Политехнический институт" и "Завод Большевик" пришлось строить на большой глубине и они выпали из первого пускового участка. В результате, в 1958 г. был проведен новый конкурс. Вновь были выставлены десятки работ, но они уже не были столь роскошными и помпезными. Из этих работ было отобрано шесть (для станций "Крещатик" и "Университет" было отобрано по два проекта), они и легли в основу того архитектурного облика станций, который мы можем видеть сейчас.

Как выглядели некоторые проекты 1958 г. вы еще увидите в следующих публикациях, а сегодня давайте посмотрим, как выглядели проекты 1952 г (за исключением "Днепра", его можно увидеть здесь). К сожалению, конкурс проводился без привязки к конкретным станциям и многие эскизы существуют как бы сами по себе. Хотя некоторые из них все таки подписаны.

Для начала давайте посмотрим на эскизы, привязка которых к конкретным станциям более менее известна.

1. Этот и следующий эскиз в некоторых источниках относят к "Крещатику". Обратите внимание на свод станции: видимо, предполагалось, что он будет частично стеклянным с расположенными за ним лампами освещения:


2.


3. На этом эскизе есть однозначная привязка к "Крещатику":


4. Возможный проект "Арсенальной". Пилоны должны были стать частью скульптурных композиций, изображающих свою обобщенную историю: рабочие, крестьяне, учителя, ученые и др.


5. Один из проектов наземного вестибюля, который также относят к "Арсенальной":


6. Возможный эскиз "Университета":


7. Следующие два эскиза скорее всего связаны с "Университетом": такой вывод можно сделать из тематики оформления станции и наличия на ней эскалатора (на "Политехническом институте", который также может претендовать на похожее тематическое оформление, на тот момент эскалатора не предполагалось):


8.


9. Эскиз под названием "Книга". Также относится к станции "Университет":


10. Здесь, как и на одном из эскизов "Крещатика", название станции читается на путевой стене (на момент строительства и проектирования станция имела название "Университетская"):


11. Станция "Вокзальная". Этот эскиз стилистически перекликается с "Киевской-кольцевой" Московского метро. На вентиляционных решетках - металлические рельефы с изображениями достопримечательностей Киева и Украины.


12. Этот эскиз также относят к станции "Вокзальная" (хотя иногда встречается привязка к "Университету"):


13. Вестибюль "Вокзальной", совмещенный с пригородным вокзалом, пожалуй, единственное, что было построено практически по изначальному проекту. Вокзальная часть здания была сдана в эксплуатацию на 5 лет раньше метрополитена, поэтому избавиться от архитектурных излишеств здесь не успели. Из нереализованных деталей в глаза прежде всего бросается шпиль над часами и скульптура перед входом в метро.


14. "Политехнический институт". На своде станции майоликовые медальоны с изображением работников различных сфер народного хозяйства, олицетворяющих специалистов, которых готовит институт.


15. "Завод Большевик":


16. Следующие три эскиза скорее всего относятся либо к "Политехническому институту", либо к "Заводу Большевик". На это указывает отсутствие на этих станциях эскалатора.


17. Эскиз "Песнь":


18. Эскиз "Слава труду":


19. Привязка остальных эскизов к станциям неизвестна и скорее всего ее не существует вообще. Давайте посмотрим на некоторые из них.


20.


21.


22. Здесь, вероятно, предполагалось в своде станции обустроить световые полосы, т.к. светильников на колоннах явно бы не хватило для полноценного освещения.


23.Если на панно Богдан Хмельницкий, то эскиз, возможно, относится к "Вокзальной".


24. Вообще, было бы интересно посмотреть на все эти эскизы в цвете.


25. Эскиз "Героическому Комсомолу":


26. "Дружба":


27.


28.


29.


30.


31.


32. "Дружбы народов":


33. "Звезда":


34.


35.


36.


37. "Цветущая Украина":


38. "Комсомольская". Судя по схеме освещения, проект явно ленинградский. Такая же схема, кстати, затем была перенесена на "Арсенальную", но в итоге так и осталась нереализованной.


39. "Вместе навсегда". Судя по панно, речь идет про Украину с Россией.


40.


41.


42. "Наука":


43. "Победа"


44.


45.


46. "Украина":


47. "Факел мира":


См. также:
Все публикации серии "Метро, которого нет"
Tags: Киев, СБЛ, история, метро которого нет, метрополитен
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 123 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →