Олег Тоцкий (tov_tob) wrote,
Олег Тоцкий
tov_tob

Categories:

Амурский мост



Меня всегда впечатляли уникальные и грандиозные сооружения, особенно если перед строительством развитие техники было таким, что воплощение проекта считалось лишь фантазией авторов. Мосты, пожалуй, один из лучших примеров таких объектов. А если мост километровой длины, двухъярусный, да еще и с разводным пролетом, то просто так пройти мимо этого чуда инженерной мысли я никогда не смогу :)
Сегодня речь пойдет про старейший мост Днепропетровска. В мировом масштабе он, конечно, вряд ли попадет даже в сотню крупнейших мостов, но в Украине его можно смело назвать одним из самых грандиозных речных сооружений. Десятки тысяч тонн металлоконструкций длиной более километра и пару миллионов болтов и заклепок на 15 пролетов все-таки заслуживают отдельного поста.
Название "Амурский" мост получил по имени района Амур, находящегося на левом берегу Днепропетровска (а вот откуда у района в Днепропетровске взялось такое название - история умалчивает :) ). В народе широко распространено название "Старый мост". С названиями и старостью моста свои хитрости. Первая хитрость заключается в том, что Амурских мостов на самом деле два: двухъярусный (№1) и его одноярусный ж-д дублер (№5). Старый из них только один - двухъярусный. Вторая хитрость - "старый мост" уже давно не самый старый в городе, его нынешняя конструкция моложе конструкций Мерефо-Херсонского моста.
Что ж, давайте все посмотрим и изучим поподробней.

Краткая историческая справка
Первый полноценный мост в тогдашнем Екатеринославе был построен одновременно с Екатерининской (ныне Приднепровской) железной дорогой как связующее звено между криворожской рудой и донецким углем. Проект моста разрабатывался ведущим русским специалистом в области мостостроения Н.А. Белелюбским. Торжественное открытие моста состоялось 18 мая 1884 г. Уже тогда мост был двухъярусным: на нижнем ярусе располагалась одноколейная железная дорога, на верхнем - дорога для пешеходов и повозок (а позже - автомобилей). В то время это был один из самых длинных мостов в России, и после открытия он надолго стал одной из достопримечательностей города. Размеры моста впечатляли всех приезжих. А размеры не такие уж и маленькие: общая длина металлических пролетов - 1,3 км, с подходами - 2,4.

1.


Спустя полстолетия мост несколько раз восстанавливался и реконструировался: первый раз в 1920 г. после гражданской войны; в 1935 г. через мост пустили трамвай, а после Великой Отечественной войны мост пришлось отстраивать практически с нуля. В итоге от старого моста остались лишь опоры и внешняя схожесть конструкции: отдаленно похожие фермы и второй ярус. Кроме того, у восстановленного моста появился разводной пролет. В новом образе мост открылся в 1955 г. Пока шло восстановление, реку преодолевали через временный мост на деревянных опорах (их остатки можно найти возле левого берега).

В последущие годы в результате постоянно растущего ж-д трафика, возникла необходимость расширения моста для пропуска поездов одновременно в двух направлениях. Рядом со старым мостом был сооружен похожий по конструкции одноярусный мост, открывшийся в 1977 г.


Перейдем к современным фотографиям.

2. Амурский мост собственной персоной. Ближайший к нам - двухъярусник, за ним просматриваются конструкции одноярусника:


3. Мост с другой стороны. С этого ракурса всегда кажется, что верхний ярус находится над одноярусным мостом:


4. По размерам трамвая легко определяется масштабность конструкций:


5. Еще лучше размах сооружения ощущается, если подойти к мосту поближе или вообще стать под ним:


6. Проезд под мостом по Набережной:


7. Опоры 1884 и 1977 года. Минимализм второй половины XX века налицо:


8. Стыковка нижнего и верхнего яруса старого моста:


9. Все 15 пролетов:


10. Дополнительные конструкции нужны для разводки моста. Здесь, конечно же, нет тех классических раскрывающихся пролетов, которые мы привыкли видеть на открытках с разведенными питерскими мостами; на обоих мостах разводной пролет поднимается вертикально вверх:


11. Если хорошо присмотреться к разводному пролету двухъярусного моста, то в глаза бросаются его более тонкие и легкие конструкции:


Теперь давайте пройдемся по верхнему ярусу моста №1 и заодно посмотрим сверху на №5.

12. Подъем на верхний ярус:


13. Так выглядит мост со стороны вокзала. Подъем на верхний ярус идет в стороне от железной дороги, и уже перед самым мостом дорожное полотно зигзагом (который видно и на предыдущем фото) уходит в сторону путей. За пассажирскими вагонами в тупике притаился въезд на одноярусный мост:


14. Верхний ярус. Движение трамваев очень активное. После того, как не был в этом районе несколько лет, считал, что трамваев на этих маршрутах почти не осталось. К счастью, я ошибся. А вот ни единого троллейбуса в течение всей съемки я не смог вспомнить :(


15. Конструкции одноярусного моста:


16.


17.


18. На одном только ближнем стыке я смог насчитать почти 200 болтов:


19.


20. Движение по мостам очень интенсивное, буквально каждые несколько минут через них проносится какой-нибудь поезд:


21. На каждой ферме есть передвижная люлька для обслуживания верхней части конструкций:


22. К люльке снизу ведет лестница. В обычном состоянии люлька "припаркована" рядом с этой лесенкой:


23. Как по заказу одна из люлек была в собранном состоянии. Здесь полным ходом идет покраска конструкций, правда люди куда-то исчезли:


24. Во время прогулки по мосту со стороны левого берега подкатил ВЛ8 с обычным на вид товарняком. Вначале были банальные полувагоны...


25. ...неожиданно сменившиеся платформами с военной техникой и вагонами, полными солдат, которые как дети обрадовались огромной реке, наперебой снимая ее на телефоны:


26. Перейдем к разводным механизмам. Разводной пролет одноярусного моста, подвешенный между "башнями", поднимается вертикально вверх примерно на половину своей высоты. При этом подвеска контактной сети вынесена за пределы фермы, и во время разводки моста контактная сеть остается в неподвижном состоянии:


27. Сверху на башнях находится машинное отделение, за лестницей внутри конструкций башни виден массивный противовес. Между мостами также выглядывает кабина машиниста подъема, из которой происходит управление разводкой обоих мостов:


28. Вторая башня со стороны подъемных тросов:


29. Между стационарными и подвижными фермами находится запирающее устройство для точной стыковки торцов рельс:


30. С механизмом разводки двухъярусного моста немного сложнее и интересней.
На фото: нет, это не реклама бетона от фирмы "Лотос", а демонстрация надстройки, на которой установлены разводные механизмы:


31. Надпись "Лотос" закрывает собой машинное отделение, а "бетон" висит на противовесах разводного пролета, которые при разводке опускаются практически до контактной сети трамвая:


32. Когда-то в далеком детстве (когда я только узнал, что мост разводной) я полагал, что верхний ярус разводится вместе с нижним. Облазив весь пролет, я так и не нашел следов стыкования разводной части со стационарной и пришел к выводу, что мост давно не разводили и все стыки просто закатали асфальтом :) Уже позже я заметил ключевую деталь конструкции, изображенную на фото: вертикальные балки надстройки не полые внутри; в них снизу заходят балки нижнего яруса, которые подвешены на тросах, уходящих к противовесу. При разводке все это перемещается вверх внутри надстройки и нижний ярус как бы уходит в нее. Верхний же ярус никуда не разводится и стоит себе спокойно на одном месте.


33. Как выглядит мост с разведенным пролетом можно посмотреть у riverpilgrim'а. Здесь мы видим очень похожую конструкцию Крюковского моста в Кременчуге с поднятым нижним ярусом и опустившимися противовесами:


34. Пространство внутри надстройки отведено для трамваев. Здесь и места мало, и контактная сеть ниже:


35.


36.
Tags: Днепр, Днепропетровск, ж-д, мосты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →