Олег Тоцкий (tov_tob) wrote,
Олег Тоцкий
tov_tob

Днепропетровск. Набережная и мосты



Вторая часть днепропетровской серии будет посвящена центральной части набережной и сопутствующим ей мостам. После удачной реконструкции последних лет даже велись споры о том, что считать главной магистралью города - просп. Карла Маркса или набережную. С оглядкой на этот факт с трудом верится, что набережная в городе на Днепре появилась каких-то 50 лет тому назад. Но.. Обо всем по порядку.

Набережная
Официально набережная Днепропетровска считается самой длинной в Европе (ее длина более 20 км), о чем не устают напоминать различные путеводители и особо гордые днепропетровчане. На самом деле набережная, хоть и является одной магистралью, состоит из 3 частей: Набережная Заводская, Набережная им. Ленина и Набережная Победы. Наиболее интересной и известной является Набережная им. Ленина. Находится она в центре города и наиболее обустроена для прогулок и отдыха. Дальше под словом "набережная" я буду подразумевать именно Набережную им. Ленина.

Уже в самых первых проектах города набережной отводилось особое место. Предполагалось, что город будет "открытым к реке". В действительности все оказалось иначе: на берегу Днепра долгое время был склад лесоматериалов, какие-то пром. помещения, склады и т.п. Появлению нормальной набережной также препятствовали разливы реки во время весеннего паводка. Только после строительства ДнепроГЭС эта проблема была решена за счет возможности регулировки уровня воды в водохранилище.

В 30-х годах прошлого века вновь появились проекты постройки набережной. До войны успели выполнить некоторые подготовительные работы и построить ряд сооружений западнее современного Центрального моста (это прежде всего полукруглые лестницы к воде). В конце 50-х строительство набережной возобновилось, и к концу 60-х началу 70-х она обрела нынешние очертания. Хрущевская эпоха определила и внешний вид магистрали: со стороны города к реке выходят дома хрущевской и раннебрежневской архитектуры, а на самой набережной не экономили разве что только на граните.

1. Построенная набережная состояла из трех привычных составляющих: одна или две пешеходных дорожки вдоль реки, проезжая часть и зеленая зона между первыми двумя элементами:


В центральной части набережной пешеходная дорожка делится на две терассы: верхняя и нижняя, которая находится непосредственно у воды.

В 2005-2007 гг. была проведена капитальная реконструкция набережной: вместо асфальта уложена тротуарная плитка, построены новые дорожки, обновлена зеленая часть улицы, заменено освещение и выполнен капитальный ремонт проезжей части. Как результат, днепропетровская набережная теперь стала не только самой длинной в Европе, но и одной из самых благоустроенных.


2. Центральная часть набережной. Отчетливо видна нижняя терасса, о которой я говорил выше. Одним из новшеств недавней реконструкции стала пирамида со стеклянным шаром, на месте которой несколько лет красовался забор без признаков строительной жизни. Что оно символизирует, мне непонятно, но народ туда лазить любит прежде всего потому, что с пирамиды открывается хороший вид на всю набережную:


3.


4. Берег в восточной части набережной имеет изгиб, а затем и вовсе поворачивает на юг:


5. Многие старые деревья при реконструкции были полностью срезаны и заменены новыми, а по всей набережной появились цветы, симпатичные кустарники, гранитные камни, скульптуры:


6.


7. Старую траву выдрали с корнями и застелили новую:


8. Возле пирамиды с шаром есть отличное место, где вокруг старых кленов сделали симпатичную ограду из камня:


9. Стандартная картина в выходные и на праздники: множество людей не спеша прогуливается вдоль главной водной артерии Украины:


10.


11.


12.


13. Новинкой набережной стал фонтан "Белый лебедь". На фото есть только "крылья" и не хватает "шеи". Кстати, своими крыльями фонтан умеет размахивать:


14. Фонтан с виду небольшой, но это только кажется:


15. Вот и "шея" фонтана, которая бьет вверх на 50 м. А вот в сборе "шею" и "крылья" я покажу в ночной серии фотографий :)


16. Возле "Белого лебедя" есть два ряда небольших фонтанов, бьющих из-под земли:


17. Ближе к Центральному мосту находится скульптура "Юность Днепра". Создана она была еще в 1982 г., но установлена только в 2005:


18. Здание цирка. Проектировалось Павлом Ниринбергом, про которого я упоминал в предыдущей записи. Купол, сделанный в виде шатра, стал одной из визитных карточек города, а заодно и разбавил достаточно монотонную коробочную архитектуру, окружающую цирк. Должен отметить, что купол, уходящий вверх, изнутри смотрится намного интересней, чем стандартный купол, сделанный в виде полусферы. Да и само оформление интерьеров цирка словно переносит в сказку. Надеюсь, что когда-нибудь получится сфотографировать все это изнутри:


19. В западной части набережной установлен ряд памятников, среди которых самым выразительным, пожалуй, является памятник погибшим афганцам:


20.


21. Очередной современный ресторан:


22. Фонтан "Праздничный". Изначально был установлен на смотровой площадке в парке Шевченко, но там забыли построить слив для брызг воды, которую ветер разносил вокруг фонтана. В итоге в парке фонтан перестроили, а "Праздничный" открылся на набережной:


23. Еще западней пешеходная зона заканчивается, и мы попадаем сначала к грузовому порту, а затем к зданию речного вокзала. Здание интересно тем, что расположено не вдоль реки (как это обычно бывает), а поперек. К сожалению, после снижения в начале 90-х пассажирских речных перевозок практически до нуля, здание осталось невостребованным. Над зданием речного вокзала выглядывает самый известный долгострой города - гостиница "Парус" (известнее может быть только метрополитен). Начинала строится еще в 80-х, но по понятным причинам достроена так и не была. Гостиницу много раз пытались продать инвесторам, чтобы довести ее до ума, но результат вы видите сами:


Амурский мост
Самый старый мост города был открыт в 1884 г. Известен также как "№1" и "Старый мост". С самого начала был двухъярусным сооружением для совместного движения железнодорожного, автомобильного транспорта и пешеходов. Во время войны мост был сильно разрушен и впоследствии отстроен заново: от старого моста фактически остались только опоры. Со вторым рождением у моста также появился разводной пролет (под надстройкой верхнего яруса). В 1977 г. рядом с мостом появился его одноярусный дублер ("№5"). Более подробно об этих мостах я еще напишу отдельный пост.


24.


25. Здесь очень хорошо видно отличие разводного пролета нижнего яруса от всех остальных:


26.


Центральный мост
Официальное название моста "Мост им. 50-летия Великого Октября", но его знают очень немногие. Более известные названия - это "Новый" и "Центральный" (а также "№2"). Самым новым мост перестал быть еще лет 30 назад, поэтому я его привык называть "Центральным". Мост был открыт в 1966 г. и построен из сборного железобетона (куда же без него в эпоху Хрущева).


27. Центральный мост и чугунная ограда набережной, позволяющая увеличить обзор реки с берега:


28.


29.


30.


31. В восточной части набережной располагается пешеходный мост на Монастырский о-в (ну, вы понимаете, что он только условно пешеходный, личного транспорта там хватает). При Союзе остров назывался Комсомольским, а еще ранее он имел тысячу и одно название. Собственных фото моста у меня нет, поэтому буду показывать фото, уже ставшие историей:


32. В 2006-м к мосту пристроили лестницу, которой так не хватало для быстрого спуска на набережную:


33:


34. Там, где есть какие-то перила, обязательно появляются эти непонятные замки. Прям вирус какой-то:


35. Одновременно с переименованием, на острове появилась церковь Св. Николая (с одной стороны острова церковь, а с другой раньше были нудисты. Отличное сочетание, правда? :) ):


36. Любимый ракурс фотографов:


37.


38. Самый загадочный памятник набережной:


Мерефо-Херсонский мост
35 железобетонных арок и 2 металлических соорудили всего за семь месяцев и мост сдали в конце 1932 г. Да-да, две главные арки моста раньше были металлическими и только после войны стали железобетонными.
За свои технические качества и архитектурную выразительность, мост стал памятником архитектуры, а арки над фарватером - еще одним символом Днепропетровска.


39.


40. Здесь кроме Мерефо-Херсонского моста видны еще три: внизу справа Усть-Самарский (а внизу на фото устье Самары), за Мерефо-Херсонским - Центральный и Амурский (узнается по надстройке над разводным пролетом):


41.


42. Мост ближе к правому берегу делает поворот:


Кроме перечисленных мостов, ближе к окраинам города еще есть Южный и Кайдакский (оба через Днепр) и Игреньский (через Самару).

43. Настоящие хозяева у набережной вовсе не городские власти, а огромное количесство чаек:


44. Причем весьма гордые :)


В следующей серии - рассветы и закаты Днепропетровска.

См. также:
Общий обзор города
Рассветы и закаты
Ночной Днепропетровск
Tags: Днепр, Днепропетровск, мосты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 51 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →