Олег Тоцкий (tov_tob) wrote,
Олег Тоцкий
tov_tob

Categories:

Цветные эскизы станций первого пускового участка Киевского метро

00

Лучше старых эскизов станций метро могут быть только цветные старые эскизы! Сегодня вы увидите уникальную серию эскизов станций первого пускового участка Киевского метро, открытого в 1960 году. Она уникальна тем, что долгие годы цветные оригиналы хранились в музейных фондах Софии Киевской и практически никто их в подобном виде не видел уже несколько десятилетий. Максимум, что мы могли видеть раньше - это черно-белые копии.

Эта публикация подготовлена в рамках серии "Метро, которого нет". Хотя серия давно не обновлялась и материалы по всем построенным станциям уже много лет доступны в блоге, на этом "Метро, которого нет" не заканчивается. Нам еще не хватает истории четвертой линии метро (а там очччееень много интересного!) + за последние годы у меня накопилось множество дополнений к старым публикациям. В основном в виде редких фото и эскизов, которые до этого пылились в архивах и нигде ранее не публиковались. Как и эта серия фото, которую мы сейчас с вами увидим. Что ж, давайте поблагодарим camrador'а за извлечение этих картинок из недр архивов, и давайте смотреть!

Начнем мы с вами с "Вокзальной" и прежде всего обратим внимание на вестибюль, изображенный на заглавной картинке (архитекторы: А. Добровольский, И. Масленков). Это сооружение занимает особое место в Киевском метро. Дело в том, что в отличие от остальных вестибюлей первых станций, вестибюль "Вокзальной" полностью выполнен в неоклассическом стиле, который в СССР был характерен для послевоенной архитектуры. Изначальные архитектурные идеи по остальным станциям первого пускового участка также использовали неоклассическую стилистику. Но в 1955 году началась борьба с архитектурными излишествами и архитектурный облик как станций, так и вестибюлей был существенно изменен. Особенно это коснулось павильонов вестибюлей и станции "Днепр". Вестибюлю "Вокзальной" повезло больше: часть здания, в которой размещается пригородный вокзал, была открыта в 1955 году и борьба с излишествами ее не затронула. Вторая часть вместе с колоннадой и входом в метро была достроена уже в 1960 году и архитекторам удалось отстоять изначальную идею и завершить проект в некогда задуманном виде. Разве что шпиль так и не был возведен над башней с часами, хотя даже после открытия пригородного вокзала, он все равно изображался на всех эскизах практически до самого открытия метро.

1. В подобных эскизах, которые в те времена рисовались полностью вручную, очень интересно разглядывать детали. Вот тут внезапно проскочила едва заметная надпись "метрополітен ім. В.И. Леніна". Сделана она, кстати, с ошибкой. Сможете найти, что не так? :)
01

2. На реальном вестибюле над названием станции этой надписи никогда не было.
02

3. Еще одна деталь, которой не достает на заглавной картинке - скульптура украинки, которая встречает гостей с хлебом и солью. Еще в начале 1960 года она изображалась на чертежах и эскизах, а затем исчезла из проекта.
03

4. Но давайте вернемся к цветным эскизам из Софии Киевской. Следующий эскиз изображает кассовый зал "Вокзальной". На рисованной схеме почему-то выпала "Арсенальная" :) Так бывает на подобных эскизах, ведь это не рабочий чертеж, по которому ведется строительство.
04

5. Схема в торце этого зала существовала и в реализованном варианте.
05

6. Наконец, платформа станции (архитекторы: В. Ежов, Е. Катонин, В. Скугарев, И. Шемсединов). В цветном варианте эскиз смотрится шикарно, но впереди вас ждут не менее прекрасные работы.
06

7. Наземный вестибюль станции "Университет" (архитекторы: Г. Головко, Б. Дзбановский, Е. Иванов, М. Сыркин).
07

8. Этот же вестибюль со стороны ботанического сада. Эскизы словно живые.
08

9. Долгое время терраса использовалась как кафе. Увы, сейчас там ничего нет.
09

10. К сожалению, цветного эскиза подземной части станции пока не нашлось... Поэтому для полноты картины давайте вспомним, как выглядел один из последних вариантов оформления станции в черно-белом варианте (архитекторы: Г. Головко, М. Сыркин, Е. Иванов, Т. Елигулашвили, Л. Семенюк, О. Лозинская).
10

11. Аналогичная ситуация и по вестибюлю №1 станции "Крещатик" (архитекторы: А. Добровольский, В. Елизаров, И. Масленков), поэтому смотрим черно-белый вариант, который вам уже показывал когда-то.
11

12. Кассовый зал.
12

13. Любопытный разрез эскалаторного зала.
13

14. Напомню, как в реальной жизни выглядит цветной ковер из плитки.
14

15. Платформенная часть станции (архитекторы: А. Добровольский, В. Елизаров, Н. Коломиец, Ю. Кисличенко, И. Масленков, Г. Гранаткин, С. Крушинский при участии Ф. Зарембы и Н. Щукиной). Это еще не финальный вариант оформления: не хватает латунных карнизов, а в торце платформы видно панно.
15

16. Напомню, что глухая стена в торце станции просуществовала всего 5 лет, пока в 1965 году не был открыт второй выход. Тем не менее, архитекторы с художниками выбирали, как лучше оформить эту временную стенку: тогда не было принято оставлять подобные пространства пустыми.
16

17. Правда, итоговое оформление торца платформы все равно оказалось довольно скромным: кроме герба УССР больше ничего там не появилось.
17

18. Перемещаемся на "Арсенальную" (архитекторы: Г. Гранаткин, С. Крушинский, Н. Щукина). Из последних вариантов наземного вестибюля.
18

19. И шикарный цветной эскиз кассового зала станции. Три двери слева - бывшие телефоны-автоматы (сейчас вместо них киоск).
19

20. Разрез верхнего эскалаторного зала.
20

21. Промежуточный вестибюль станции. Эта картинка у меня была достаточно давно, но почему-то не вошла в предыдущие публикации. Что ж, это к лучшему: здесь она смотрится гармоничнее.
21

22. Короткий средний за станции. Таким он был до 90-х годов.
22

23. Наконец, станция "Днепр" (архитекторы: С. Павловский, Г. Гранаткин, А. Игнащенко, П. Красницкий, С. Крушинский). Думаю, что формы станции и моста вы узнаете легко. А такие скульптуры вы точно еще не видели.
23

24. Тот же ракурс и... своеобразный зеленый вечер. Зато мы уже видим те скульптуры, которые будут установлены на станции. А также видим, сколько раз они переделывались.
24

25. С этими скульптурами (авторы: Ф. Коцюбинский, Е. Кунцевич) вышла довольно любопытная история. Изначально скульптуры "Труд" и "Мир" были выполнены из гипса и спустя несколько лет после открытия станции были заменены бронзовыми.
25

26. Но изменился не только материал, из которого были изготовлены скульптуры, но и сами скульптуры. Особенно это заметно на скульптуре "Труд". Хотя и девушка с голубями тоже незначительно изменилась.
26

27. Наконец, финальный эскиз из нашей сегодняшней серии - платформа станции со стороны портала.
27

См. также:
Все публикации серии "Метро, которого нет"
Tags: Арсенальная, Вокзальная, Днепр (станция), Киев, Крещатик, СБЛ, Университет, история, метро которого нет, метрополитен
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments