Олег Тоцкий (tov_tob) wrote,
Олег Тоцкий
tov_tob

Categories:

Сборка проходческого щита на Виноградаре

00

Пятница - время хороших новостей и интересных картинок. Поэтому сегодня мы посмотрим, как собирают проходческий щит для метро на Виноградарь. Полное (и более правильное) название - тоннелепроходческий механизированный комплекс (ТПМК). Его уже собрали настолько, что непосвященный зритель во время пуска не заметит практически никаких отличий. Впереди еще много работы по наладке, подключению и настройке различных систем. А поскольку материала у меня накопилось уже на полторы публикации, сегодня я покажу вам первую часть - основные этапы сборки щита, которые происходили в течение последнего месяца. Смотрим!

Для начала небольшой ликбез, чтобы лучше понимать, почему именно "тоннелепроходческий комплекс" и где там на самом деле "щит". Проходческий щит, как следует из его названия, - предназначен для защиты проходчиков, которые ведут строительство тоннеля, от воздействия незакрепленного грунта в забое и вокруг самого щита. А грунты бывают самые разные... От довольно крепкой глины до весьма опасной жижи с песком. По сути щит - это защитная оболочка, которая упирается в забой. Внутри нее с одной стороны выбирается грунт, а с другой монтируется тоннельная обделка: тюбинги или блоки. По мере продвижения процесса оболочка пропихивается вперед.

1. Так выглядит проходческий щит образца 30-х годов. Просто круглая бочка, внутри которой рассекающие полки и домкраты для перемещения щита.
01

2. Это он же, только изнутри во время проходки. Слева хорошо видны домкраты, которыми щит отталкивается от смонтированных тюбингов, а впереди видны рассекающие грунт полки. Нужны они, чтобы забой не нависал сплошной стеной (для многих грунтов это опасно) и его можно было разрабатывать отдельными секторами. Как вы уже догадались, проходка на таком щите ведется вручную, механизирован только процесс откатки породы.
02

3. Эти стенки, распертые балками - это тоже проходческий щит, причем под его прикрытием строят одновременно два параллельных тоннеля (где-то между "Оболонью" и "Героев Днепра"). А вы думали, что щиты только круглыми бывают? :)
03

4. За последние десятилетия технологии существенно шагнули вперед: проходка стала полностью механизированной, ручные операции теперь полностью исключены, а проходческие комплексы свободно могут работать как и в обводненных грунтах, так и в скальной породе. Но вот со времен появления первых щитов их назначение до наших дней не изменилось. На фото тот самый проходческий комплекс Herrenknecht S-402, который будет вести проходку на Виноградаре. И здесь мы видим такую же круглую оболочку, главное назначение которой - защита людей и механизмов от открытого грунта. Это есть то, что правильно называть "щитом". Только здесь внутри щита уже находится огромное количество оборудования, которое необходимо для проходки и монтажа тоннельной обделки.
04

5. А за щитом тянется длинный технологический хвост, который обеспечивает его работу. Поэтому все вместе это называется "комплексом". Здесь на фото видно только его половину, в длину вся эта "колбаса" достигает почти 100 м. Сам по себе щит без "технологии" работать не может.
05

Наглядно представить, как будет полностью выглядеть тоннелепроходческий комплекс, которым будут вести проходку, можно на этом видео:



Или по этой ссылке. Как на видео, так и по ссылке зафиксирован момент протаскивания щита через станцию "Выставочный центр" в 2011 году.

6. А нам пора смотреть на сборку ТПМК для проходки на Виноградаре. Как видно из схемы, закрытая (щитовая) проходка составляет 1,3 км в двухпутном исчислении. Щит монтируется в монтажно-щитовой камере у станции "Мостицкая", а финиширует у шахтного ствола 215, который расположен неподалеку станции "Сырец". Затем проходческий комплекс снова перевезут на "Мостицкую" и он пройдет второй тоннель тем же маршрутом. Первым будет строиться правый тоннель (из Виноградаря в центр).
06

7. Собственно щит, который упирается в забой, состоит из четырех частей. Весят вместе они немало, места занимают тоже (диаметр свыше 6 м), поэтому перевозить и опускать в котлован такую махину одним куском - довольно проблематично (хотя такой монтаж изредка все же применяется). На фото мы видим нижнюю часть щита.
07

8. А это верхняя часть с барокамерой (нужна для выхода в призабойную зону в случае аварийной ситуации).
08

9. Кстати, так выглядит барокамера изнутри. По сути это шлюз между призабойной зоной и всем остальным миром. В этой проходке барокамера скорее всего использоваться не будет.
09

10. Тем временем, рядом с монтажной камерой начинают появляться и остальные части комплекса. Одна из технологических тележек на переднем плане.
10

11. Шнек с гидравлическим приводом. Нужен он для извлечения грунта из призабойной зоны и выдачи его на транспортировочную ленту.
11

12. Внушительный такой червяк.
12

13. Добавились еще хвостовые тележки, а на кран застропили блокоукладчик.
13

14. И, наконец, "юбка" щита. По сути - это продолжение щитовой оболочки.
14

15. Хотя внутри она полностью пустая, тем не менее она выполняет ряд важных ролей.
15

16. Перво наперво скрепляются нижняя и боковые части щита.
16

17. Щит уже находится внизу монтажной камеры и установлен строго по оси будущего тоннеля. Слева отдельно лежит верхняя часть щита.
17

18. Для вращения планшайбы с ножами (это то самый круглый "блин" с резцами, который находится спереди щита - см. фото 4) используется восемь мощных гидравлических моторов. Этот блок крепится к остальным частям щита с помощью мощных болтов и гаек (вон они на фото снизу по контуру блестят).
18

19. С помощью таких.
19

20. Так нагляднее, правда? :) Это старые болты, их во время монтажа сразу меняют на новые.
20

21. На такие. Настоящая царь-гайка, да.
21

22. В сториз вы спрашивали, чем их закручивают :)
22

23. Последняя четвертая часть щита занимает свое место. Сверху виден лючок к барокамере, снизу отверстие, в которое будет вставлен шнек. Отсюда он будет забирать породу.
23

24. Дальше к щиту присоединяется блокоукладчик, с помощью которого будет монтироваться тоннельная обделка.
24

25. По контуру прямоугольные "пятки" домкратов, которыми щит будет отталкиваться от установленных блоков обделки для перемещения вперед. Скоро увидим их в работе ;)
25

26. Блокоукладчик крупным планом.
26

27. Для продолжения монтажа щит нужно немного подвинуть вперед. Для этого в монтажную камеру опускают несколько блоков тоннельной обделки.
27

28. И подсовывают под блокоукладчик. Во время работы щита эти блоки, конечно, будут подаваться и ставиться совершенно иным образом.
28

29. Блок укладывается в лоток и щит отталкивается от него одним из домкратов. Во время работы щита, когда будет собрано полное кольцо обделки, щит от него будет отталкиваться всеми своими 19-ю домкратами.
29

30. Чтобы шток домкрата не вышел полностью наружу, проводится дополнительная проверка с помощью обычной рулетки.
30

31. А так устанавливается "юбка". За фото спасибо grenka89.
31

32.
32

33. Обратите внимание, что на щит уже установлен шнек, который торчит под углом из призабойной зоны. И также хорошо видно отверстие, через которое грунт будет скидываться на транспортировочную ленту.
33

34. Как можно заметить, между щитом и юбкой имеется четкая граница. Дело в том, что юбка крепится к щиту на специальных домкратах, которые могут поворачивать юбку относительно оси щита. Таким образом, при прохождении кривых участков щит будет незначительно изгибаться.
34

35. Параллельно монтажу со щита очищается грязь, ржавчина, различная нечисть, многие детали подкрашиваются и щит постепенно обретает более нарядный вид.
35

Наступает время опускать вниз технологические тележки и подключать их к щиту. Всего таких тележек на этом щите 7, причем 3-я и 4-я тележки конструктивно выглядят как одна. Сколько будет тележек смонтировано для проходки к "Сырцу" пока не очень понятно. Сначала в планах было исключить одну из тележек и оставить 6. Но недавно я услышал другое мнение, будто тележек все же будет все 7. В общем, скоро увидим. Так или иначе, здесь для запуска щита сразу монтируются только первые 3 тележки (из-за нехватки места). Остальные пока планируется полноценно подключить к проходческому комплексу после того как начнется проходка, щит пройдет определенное расстояние и под хвостовые тележки освободится место в монтажной камере.

36. Первой опускается 3-я тележка (именно так: в обратном порядке). Ее позже оттолкают назад, ее место займет 2-я, их снова подвинут назад и, наконец, поставят 1-ю. Такой порядок вызван местными условиями: зона работы крана, расположение расстрелов в котловане и т.д.
36

37. На 3-й тележке находится трансформатор и проем для подачи блоков обделки на специальный транспортер, который передает их к блокоукладчику. Обратите внимание: эта тележка, как и все остальные, имеет наклоненные ролики для перемещения по обделке. Поэтому в лотке заранее заранее было уложены настоящие блоки, которые в дальнейшем будут демонтированы (когда хвост щита уйдет в тоннель).
37

38. А вот со стороны будущей тяговой подстанции лотковая плита имеет совершенно иную форму.
38

39. Поэтому, чтобы затолкать тележки на эту плиту, были смонтированы две двутавровые балки под ролики тележек. Кстати, на этом фото слева видно 2-ю тележку, опущенную в котлован.
39

40. Она же после перемещения в лоток. На этой тележке находится пост управления проходческим комплексом, главные насосы и пр.
40

41. В котлован ныряет последняя (пока) тележка, которая располагается 1-й относительно щита.
41

42. Все три тележки в одном кадре. 1-я спускается вниз, 2-я и 3-я уже установлены в лоток, но еще не отодвинуты назад, чтобы освободить место под 1-ю тележку.
42

43. На этой тележке начинается транспортер для извлечения грунта (над ним будет нависать шнек) и тут же расположены насосы для нагнетания раствора за обделку.
43

44. Все три телеги на своих местах. Из-за временного перепада плит между монтажной камерой и территорией будущей подстанции, щит как бы извивается.
44

45. Как вы уже могли заметить, проходческому комплексу было присвоено имя "Галина". Во время проходки между "Демиевской" и "Теремками" (это пока единственное место, где этот щит работал в Киеве), комплекс носил имя "Ярослава".
45

46. Поскольку все необходимые тележки на своих местах, начинается важный и долгий этап: все подключить в единую систему и проверить работу каждого узла.
46

47. Внимательные зрители заметили, что название пока сделано в виде наклейки. Она временная, так сказать, "для примерки". Позже будет сделан капитальный вариант.
47

48. "Галине" пока не хватает планшайбы... То есть самого важного органа, которым она она будет "разгрызать" грунт (посмотрите еще раз фото 4). Прикручиваться планшайба будет на круглый ротор по центру. Но пока она не приехала и не совсем понятно, как скоро она будет: как и ряд другого оборудования она зависла за пределами Украины из-за карантинных мер и ограниченного движения транспорта.
48

49. А пока на щите продолжаются монтажные работы. Завариваются пластинами металла просветы между разными частями оболочки щита.
49

50. Устанавливается опорная рама. За ней будет смонтировано стартовое кольцо, от которого щит будет отталкиваться во время начала проходки.
50

51. Как и сам щит, рама имеет наклонена вперед, т.к. пути в этом месте уже будут спускаться в сторону "Сырца".
51

52. Сварка опорной рамы.
52

53.
53

54. Проходческий комплекс все больше обретает те очертания, которые мы увидим во время его старта.
54

55. Так сейчас выглядит хвост. Как я уже говорил, после старта проходки, здесь добавятся недостающие тележки.
55

56. Разматывается транспортировочная лента для грунта.
56

57. На третьей тележке смонтирован кран-балка, которым будут перегружаться блоки обделки.
57

58. Еще немного фото щита. Нависающий шнек над началом транспортировочной ленты.
58

59. Рассказать обо всем в одной публикации невозможно, поэтому подробно с устройством и работой комплекса мы с вами познакомимся чуть позже.
59

60. Обязательно заглянем во все углы ;) Не переключайтесь!
60

P.S. Конечно, самый важный вопрос, который всех интересует: когда, собственно, старт проходки. Сейчас задерживается крайне важное для работы щита оборудование (и на это, к сожалению, очень трудно повлиять) + карантинные меры оказывают свое влияние и на эту стройку. Поэтому окончательная дата до сих пор неизвестна, увы.

См. также:
Как через "Выставочный центр" щит толкали
Метро на Виноградарь. Январь-март 2020
Метро на Виноградарь. Итоги 2019 года
Другие публикации о строительстве метро на Виноградарь
Проектная трасса метро на Виноградарь
Метро на Виноградарь. Старые и новые схемы
Tags: Виноградарь, Киев, Мостицкая, СПЛ, метрополитен, метрострой
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 86 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →