Олег Тоцкий (tov_tob) wrote,
Олег Тоцкий
tov_tob

Метро, которого нет: станция "Герцена"



Станцию "Герцена" я уже некогда упоминал в публикации про "Лукьяновскую" и "Дорогожичи", но изначально для нее, как и для остальных станций-призраков, предполагалось сделать свой отдельный пост. Но тогда собрать весь необходимый материал не удалось и подходящий момент наступил лишь в этом году. Что ж. пора закрыть старый гештальт :) Тем более, что сегодня вы впервые увидите место, где должна была быть построена станция, и истинные артефакты от ее строительства (знаменитые эвакуационные мостики, которые не сфотографировал только ленивый диггер, - это не то и построены они немного не там). Но обо всем по порядку.

По планам первой половины 90-х, когда впервые всерьез задумались над строительством участка западнее "Лукьяновской" (хотя сама "Лукьяновская" на тот момент еще строилась), предполагалось выделить станцию "Герцена" в отдельный пусковой участок и открыть ее в 1997 году. Однако развитие метро в этот период происходило на фоне еще неокрепшей после распада СССР экономики, работы проводились в сложных инженерно-геологических условиях на большой глубине и требовали солидных финансовых вливаний. Поэтому очень быстро стало ясно, что озвученный срок нереален, а после того, как в 1996 году метростроевцы все таки домучали "Лукьяновскую" и двинулись дальше на запад, в будущий пусковой участок добавились "Дорогожичи" и долгое время предполагалось, что в строй будут введены сразу две станции. Впоследствии открылись лишь "Дорогожичи", а станция "Герцена" и вовсе не была построена.

Практика "пропускать" промежуточные станции при открытии нового участка в те годы была уже не нова. Началось все с "Печерской", которую открыли на 6 лет позже положенного; затем последовала неоткрытая и поныне "Львовская брама". "Теличка", которую также можно включить в этот список, изначально задумывалась на далекую перспективу, поэтому от ее статуса станции-призрака пока никто особо не пострадал. Но некоторые станции после "лихих 90-х" уже никогда не появятся на схемах метро. Если на красной линии таковой стала "Проспект Вернадского", которая должна была находиться между "Святошином" и "Житомирской", то на зеленой - героиня сегодняшнего рассказа станция "Герцена". В отличие от "Проспекта Вернадского", которую исключили еще до начала строительства соответствующего участка, "Герцена" оставалась в планах достаточно долго и пусковой участок был не только спроектирован, но и построен из расчета появления на свет еще одной станции.

Варианты названий - "Улица Герцена", "Нагорная", "Институт автоматики", "Загоровская". Если с первыми тремя вариантами все ясно, то последний требует пояснения. Название "Загоровская" произошло от народного названия местности в районе областной больницы на Лукьяновке - Загоровщина. Местность называется Загоровщиной, поскольку расположена "за горами" - за Щекавицей, за Юрковицей. Это единственная версия происхождения названия.

1. От станции осталась лишь характерная загогулина на трассе, вентиляционный ствол, который должен был стать станционным, и совмещенная тягово-понизительная подстанция (СТП), которую построили не на глубине заложения трассы метро, а прямо у поверхности земли. Т.к. расстояние между "Лукьяновской" и "Дорогожичами" целых 2,7 км, рядом с несостоявшейся станцией (но не на ее месте, как многие считают) обустроили эвакуационные мостики с тремя проходами между тоннелями. На этом и все.


2. Удивительно, но со строительства этой непостроенной станции сохранились даже фотографии. Это фото, конечно, не самой станции, а шахтного ствола №220, через который ее должны были строить. Но фото по-своему уникально, поскольку этот ствол строился необычным способом. На первом этапе были обустроены буронабивные сваи на глубину 32,1 м. Фактически получилась такая себе кольцевая "стена в грунте". Затем изнутри был извлечен грунт (этот этап мы и видим на фото) и дальнейшая проходка на проектную глубину выполнялась уже традиционным путем продавливания обделки с помощью домкратов. На последнем этапе внутри "стены в грунте" установили обычные кольца обделки и сейчас ствол внутри ничем не отличается от своих родственников. Все эти телодвижения с буронабивными сваями были нужны из-за близости КИМО и необходимости минимизировать влияние строительства ствола на здание.


3. На стройплощадке во дворе КИМО долгое время стоял информационный щит, обещавший местным жителям золотые горы скорое появление новой станции. Но в результате здесь остался лишь венткиоск над 220-м стволом и вход в СТП:


4. От станции остались также эскизы, благодаря которым мы можем представить, как бы она выглядела:


5. Еще один:


6. Вестибюль станции (очень похож на "Кловскую"). Выход со станции должен был находиться на перекрестке ул. Мельникова и Пугачева.


7. Ну а теперь давайте спустимся вниз и посмотрим, можно ли найти что-то интересное в тоннелях на месте непостроенной станции. Те самые эвакуационные мостики:


8. Кстати, их длина почему-то меньше длины поезда.


На месте станции никаких заделов вроде тоннелей большого станционного диаметра построено не было. Единственное, что напоминает о неродившейся станции - пара вставок из чугунных тюбингов по 3 кольца в каждом тоннеле 1-го пути (направление "в центр"). Между вставками 100 м с хвостиком - длина платформы. Вставки из чугуна нужны были для удобной переборки обделки под станционный диаметр. По 2-му пути проходка выполнялась позже и на тот момент от строительства станции уже отказались. Поэтому там никаких чугунных вставок нет, только стандартный железобетон.

9. Одна из чугунных вставок рядом с мостиками:


10. Если пройти немного к "Лукьяновской", то можно найти и вторую. Вот и все исторические артефакты от станции "Герцена".


11. Прогуляемся на другой путь через один из эвакуационных переходов:


12. Переход изнутри:


13. 2-й путь:


14. Вентиляционный ходок к 220-му стволу:


15. И напоследок немного бонусных фоток :) Перегон в сторону "Дорогожичей", вентиляционные ходки к 219-му стволу:


16. Внутри межтоннельной сбойки:


17. Спящие "Дорогожичи":


18. Один из ходков к тамошней СТП:


19. Не только ЖИ и ШИ нужно писать через И.



Чисто теоретически, если возникнет необходимость, станцию построить на действующем участке можно. Но, понятное дело, этим никто заниматься не будет: в городе и без станции "Герцена" хватает объектов, которые нужно было построить еще вчера.

См. также:
Метро, которого нет: "Лукьяновская" и "Дорогожичи"
Станция-призрак Львовская брама
Метро, которого нет: станции Святошинско-Броварской линии
Метро, которого нет: Куренёвско-Красноармейская линия
Метро, которого нет: Сырецко-Печерская линия

P.S. Спасибо Диме Ермаку, пресс-службе Киевметростроя и 81412 за предоставленные архивные материалы, а также пресс-службе Киевского метрополитена за организацию съемки.
Tags: Герцена, Дорогожичи, Киев, СПЛ, история, метро изнутри, метро которого нет, метрополитен, ночное метро
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 56 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →