Олег Тоцкий (tov_tob) wrote,
Олег Тоцкий
tov_tob

Categories:

Метро на Виноградарь. Старые и новые схемы



13 октября между Киевским метрополитеном и Киевметропроектом был заключен договор на разработку ТЭО (технико-экономическое обоснование) и проектирование метро в сторону Виноградаря. В отличие от разговоров предыдущих лет, когда дальше разговоров дело не доходило, в этот раз был проведен реальный тендер на проектные работы и у него есть реальный победитель. Поэтому есть вероятность, что строительство метро в этом направлении действительно начнется в ближайшие годы, хотя для этого еще нужно провести тендер, чтобы выбрать генподрядчика, и (самая малость) выделить необходимое финансирование. А пока никакой детальной информации по будущему проекту и суммам, необходимым для его реализации, нет, давайте посмотрим, как менялась трассировка Сырецко-Печерской линии в эту часть города за последние 40 с лишним лет.

1. Все началось еще до появления в Киеве второй линии метро. Например, в газете "Вечерний Киев" в 1970 г. была опубликована схема, изображавшая перспективное развитие метро на ближайшие пятилетки. "Новоокружная" - это нынешние "Дорогожичи", а "Сырец" - это вовсе не тот "Сырец", который существует сейчас. Что касается Виноградаря, то его здесь еще нет, а третья линия заканчивается где-то в районе Вышгородской.


2. Более поздняя вариация, только здесь уже вместо "Вышгородской" "Ветряные горы":


3. Можно прикинуть расположение "Ветряных гор" на местности:


4. В 80-х, когда проектирование первой очереди зеленой линии ("Золотые ворота" - "Осокорки") было завершено, а город уже обрел более знакомые нам очертания, на схемах появляется "Виноградарь" и "Проспект "Правды"":


5. Еще один вариант с последующим продлением линии до пл. Шевченко. Здесь также хорошо видно, где должен был находится "Сырец" по старым планам:


6. И еще один вариант 2000 г.:


7. Наконец мы с вами добрались до самого интересного. Это схема из Генплана-2020. Синим севернее линии метро я отметил существующую застройку Виноградаря, Ветряных гор и Мостицкого, а красным - перспективную многоэтажную жилую застройку согласно этого же генплана. Глядя на территории перспективной застройки намного понятнее, зачем линию решили проложить по южной окраине существующего ныне массива.


8. С появлением Генплана-2025 аппетиты на освоение территорий бывших теплиц выросли и схема застройки этой территории изменилась. В то же время линию метро какое-то время продолжали планировать вдоль просп. Правды. На этой картинке совмещен текущий вариант перспективной застройки со старой трассой метро:


9. Еще одна схема родом из 2012-2013 гг.:


10. Однако в тех же 2012-2013 гг. начинает появляться новый вариант трассы: линия метро смещается на юг еще на один квартал и теперь размещается исключительно в перспективной застройке. Этот вариант трассы на сегодняшний день официально утвержден Киевсоветом и является рабочим.


11. Оценить масштабы будущей застройки и детально рассмотреть трассу метро с будущим депо можно на этой картинке (по клику открывается большой размер):



Конечно, глядя утвержденную трассировку любители "зрады" тут же укажут на единственно возможную причину ее изменения: в нужные кабинеты застройщики занесли нужное количество денег. Но не все так просто. Дело в том, что полноценно оценить нынешнюю и старую трассировку довольно сложно. Их разница не так очевидна, как кажется на первый взгляд. Во-первых, сейчас нет возможности сравнить количество жителей, которое будет жить в зоне пешеходной доступности каждой станции. Может оказаться, что плотность населения на перспективных участках будет выше, чем на старых. Во-вторых, довольно сложно предсказать, как изменится схема движения транспорта в обоих вариантах.

12. Давайте еще для наглядности посмотрим, как удалены разные территории от станций метро. Это станции старой трассировки с кругами вокруг них радиусом 500 и 1000 м. Ну что ж, многие дома, как нынешние, так и будущие, находятся в пределах 1 км от станций метро. ОК.


13. А это текущий вариант. Видно, что старая застройка намного больше удалена от метро, хотя большое число домов все еще в километровой зоне. Зато новая покрыта полностью.


В целом можно сказать, что в старом варианте отдаленные от метро участки застройки как нынешней, так и будущей, удалены от метро более равномерно. Но остальные факторы (см. выше), которые дадут возможность объективно сравнить эти две трассировки, мы с вами оценить пока не можем.

Еще один важный вопрос, который имел значение при выборе трассировки - электродепо "Виноградарь". Его расположение менялось множество раз и каждый раз возникали какие-то "нюансы" с землеотводами. Например, место, где находилось депо на 9-й схеме, уже фактически застроено ЖК "Кристер Град".

14. Безусловно, перенос трассы метро будет оправдан только в том случае, если участки, выделенные под перспективную застройку, будут застроены и заселены. Сейчас на большей части этих территорий пока пусто. Но в отдельных местах массовая застройка уже началась. Это и упомянутый выше ЖК "Кристер Град", а также ЖК "Варшавский микрорайон", возведение которого в районе примыкания просп. Правды и ул. Межевой сейчас в самом разгаре (именно он на фото). Участок между новостройками и точкой съемки еще предстоит застроить.


15. Это план застройки "Варшавского микрорайона", который, кстати, не совпадает с 11-й схемой. По иронии судьбы первым начал застраиваться именно тот участок, где линия метро должна была поворачивать на Правды в старом варианте. Так что возврата к старой трассировке уже явно не будет.


16. Напоследок, чтобы взорвать ваш мозг, давайте посмотрим еще одну картинку, которую Киевметропроект подавал с тендерной документацией. Кстати, со всей тендерной документацией каждый может ознакомиться по ссылке: https://prozorro.gov.ua/tender/UA-2016-07-11-000122-a/


Картинка требует пояснения. В документации к торгам было указано требование разработать ТЭО как минимум трех вариантов трассировок, в т.ч. предложить варианты прохождения линии метро через Интернациональную пл. и перспективное продление метро на пл. Шевченко. Собственно, эта картинка - это предложения Киевметропроекта, поданные на тендер.

Что мы видим на картинке:
1-й вариант - это то, что утверждено сейчас Киевсоветом и указано в новом Генплане. Т.к. о метро на пл. Шевченко пока никто всерьез не говорил, то безумную загогулину за станцией "Маршала Гречко" я бы всерьез тоже не рассматривал.
2-й вариант, вероятно, был бы удобнее жителям существующего Виноградаря, но ответвление в сторону просп. Правды явно будет дороже 1-го варианта, поэтому будет вполне ожидаемо, если его отклонят.
3-й вариант самый короткий из всех, но требует строительства станции глубокого заложения ("Интернациональная площадь"). Поэтому он тоже окажется дороже первого. Кроме того, к такой трассе возникает еще больше вопросов по доступности станций.

На сегодня как-то так. Совсем скоро мы узнаем, пойдет ли реализация этого проекта в жизнь или нет.
Tags: Виноградарь, Киев, СПЛ, история, метропланы, метрополитен
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 122 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →