Олег Тоцкий (tov_tob) wrote,
Олег Тоцкий
tov_tob

Схемы Киевского метро



Пока в вагонах метро начинает появляться новая схема (кстати, ее кто-то уже видел в реальной жизни?), давайте посмотрим, какие схемы Киевского метро существовали за последние шесть десятилетий. Большинство из них никогда не размещалось в вагонах (да и вообще в метро), но многие интересны своими деталями и перспективами развития метро. Не каждая схема отражала реальные градостроительные план, но от этого они менее интересными не становятся. Большинство информации для сегодняшнего поста позаимствовано с сайта "Мир метро", часть дополнена от меня.

1. Схема метро 1958 г. В первую очередь схема интересна тем, что на ней изображены нереализованные первоначальные проекты наземных вестибюлей. Кроме того на схеме показаны перспективные вторая и третья линии с проектными названиями станций. Кстати, "Университет", тут еще назван своим ранним названием "Университетская".


2. Схема 1960 г. Схема первой и второй очередей, также с нереализованными "сталинскими" вестибюлями и проектным названием "Университета". Будущая Куренёвско-Красноармейская линия проходит от "Заводской" (совр. "Тараса Шевченко") до "Клуба имени Фрунзе" (район современной "Демиевской"). Депо для метрополитена на тот момент планировалось соорудить за станцией "Завод "Большевик" (ныне - "Шулявская").


3. Схема 1960 г. Схема первой очереди с обложки журнала "Метрострой", посвященному преимущественно открытию метрополитена в столице УССР.


4. Схема 1962 г. Схема линий из книжки "Киевское метро". Метро открыто, на схеме показаны строящиеся левобережные станции с изначальными проектными названиями.


5. Схема развития киевского метрополитена из журнала "Метрострой" (1962 г.). На схеме показано развитие Куренёвско-Красноармейской линии в сторону Куренёвки на Приорку, откуда линия и получила свое название. Также на схеме показан первоначальный вариант развития Святошинско-Броварской линии в сторону Отрадного и Никольской Борщаговки. Позже трассировки этих линий изменили в пользу Святошина и Оболони.


6. Схема 1963 г. из книжки Г.В. Головко и Н.С. Коломийца "Киевский метрополитен". Отличается от предыдущей только языком. К тому моменту полностью отказались от идеи возведения метродепо за "Большевиком" полностью сосредоточив все силы на левом берегу, до открытия двух правобережных станций остаются месяцы.


7. Схема 1963 г. Единственная имеющаяся схема, на которой показано развитие Куренёвско-Красноармейской линии в сторону Куренёвки и далее до площади Тараса Шевченко. Как и на схеме 1962 г., тут показан первоначальный вариант развития западного участка Святошинско-Броварской линии в сторону Отрадного и Никольской Борщаговки.


8. Схема 1965 г. Первая схема на которой "первая" линия планируется по современной трассе в сторону Святошино. Вторая линия пока по прежнему планируется на Приорку.


9. Схема 1970 г. Будущая станция "Святошино" называется "Заводская", появилась проектная станция "Проспект Вернадского", которая так никогда и не будет построена. Идет строительство первой очереди Куренёвско-Красноармейской линии, на Оболони еще планируется соорудить четыре станции, трассировка линии практически полностью совпадает с воплощенной в жизнь (за исключением голосеевского участка). Сырецко-Печерская линия снова появляется на схеме, ее трассировка также приближена к современной, но пока она идет через Татарку и Сырец в сторону ул. Вышгородской. По клику на картинке откроется более крупная версия.


10. Схема метро 1971 г. Схема из журнала "Метрострой". "Заводская" получает название "Святошино", а бывшая "Святошин" именуется "IV просека". На Оболони количество проектируемых станций сокращено до трех.


11. Официальная схема 1974 г. По неподтвержденным данным именно эти схемы некоторое время висели в вагонах метро. На ней впервые появляется Левобережная линия и левобережная часть Сырецко-Печерской линии с конечной станцией "Красный хутор" (не путать с современным "Красным хутором").


12. Схема 1974 г. "Киевметропроекта". Официальная схема развития метрополитена наложенная на карту города. Трассировки и направления линий очень приближены к воплощенным. В южной части Куренёвско-Красноармейская линия удлинилась до Теремков, после которых как и сейчас планируется сооружение депо. Интересна трассировка и станции на проектируемой тогда Сырецко-Печерской линии: как и на предыдущих схемах пересадка на красную линию планировалась на "Университете", далее линию планировалось вести через площадь Победы на Виноградарь немного иной трассой, нежели планируется сейчас. Например, станция "Новоокружная" должна была расположиться под ул. Е. Телиги значительно севернее современных "Дорогожичей". На южном участке отсутствует станция "Мечникова" ("Кловская"), также планируется сооружение станции "Ботанический сад" после современной "Дружбы народов". По клику на картинке откроется более крупная версия.


13. Схема линий 1975 года (на немецком языке). Схема из статьи о советских метрополитенах, опубликованной в немецком журнале "Die Eisenbahntechnik".


14. Схема линий 1976 г. Официальная схема Киевского метрополитена, висевшая в вагонах.


15. Перспективная схема 1976 г. Последняя схема практически полностью повторяющая предыдущие перспективные схемы: будущая зеленая линия проходит через площадь Победы и присутствует станция "Ботанический сад". На схеме также изображена не построенная Приднепровская (Левобережная) линия метро.


16. Схема линий 1977 г. Из книги "Метрополитены СССР". Южная конечная Сырецко-Печерской линии вероятно ошибочно называется "Красный путь", вместо "Красный хутор".


17. Схема 1977 г. "Киевметропроекта". Ещё одна официальная схема развития метрополитена. Названия станций и трассировка приобретают все более современный вид. Исчезает станция "Ботанический сад". Первая схема на которой Святошинско-Броварская линия в западной части поворачивает на север под Кольцевую дорогу в направлении Беличей. Сырецко-Печерская линия в северной части проходит под Львовской площадью и доходит до Виноградаря, а в южной части после "Бориспольской" поворачивает на юг, где планировалось сооружение загадочной станции с непонятным названием "Железнодорожная" (железных дорог там по близости нет). После этого, эта станция еще несколько раз появлялась на перспективных схемах. По клику на картинке откроется более крупная версия.


18. Схема 1977 г. Из газетной статьи о Сырецко-Печерской линии.


19. Схема 1978 г. из справочника "Улицы Киева". Участок за "Лыбедской" ("Дзержинской ") все еще обозначен как строящийся, хотя особых надежд на его скорый пуск тогда уже не было.


20. Схема 1980 г. из фотопутеводителя по Киеву.


21. Схема развития метрополитена в XI-XIV пятилетках, 1980 г. Впервые появляется Подольско-Воскресенская линия, которую по первоначальному варианту планировалось проложить через "Красную (Контрактовую) площадь" (сейчас линию планируют вести через "Тараса Шевченко"). Примечательно, что единственный из "перспективных" участков который был сдан практически в срок - станции "Крамского" и "Проспект Палладина" (современные "Житомирская" и "Академгородок"), до "Беличей", как впрочем и до "Быковни" и Троещины (станция "Воскресенская") метро не дошло и по сей день. По клику на картинке откроется более крупная версия.


22. Схема перспективной сети метрополитена, 1981 г. Подольско-Воскресенская линия в левобережной части согласно плану должна заканчиваться на Лесном массиве. Станция "Ленинская" указана как "Улица Ленина". По клику на картинке откроется более крупная версия.


23. Схема метро 1981 г. (на немецком языке). Схема из книги "Stadtschnellbahnen der Sowjetunion, Wien, 1981". Схема слегка устаревшая, т.к. в 1980 г. метро уже пришло на Оболонь. Станция "ВНДХ" тут имеет проектное название "Выставка", которое не встречалось больше ни на каких схемах.


24. Схема линий 1982 г. из книги "Метрополитены СССР". Завершено строительство северного участка Куренёвско-Красноармейской линии.


25. Схема 1982 г. исключительно с действующими линиями метрополитена. Станции "Октябрьская" и "Площадь Октябрьской Революции" указаны как "Жовтневая" и "Площадь Жовтневой Революции" соответственно.


26. Схема 1984 г. с пятью линиями.


27. Схема 1985 г. из буклета "Киевскому метрополитену 25". Пожалуй, один из самых запоминающихся дизайнов схем.


28. Схема 1985 г. из энциклопедического справочника "Киев". Нарисовали все перспективные участки, какие только возможны.


29. Схема 1989 г. с указанием магазинов, гостиниц, ж/д станций и пр.


30. Схема 1989 г. из туристического справочника "Киев".


31. Схема 1989 (1991?) г. Первая имеющаяся схема, на которой Сырецко-Печерская линия отмечена как действующая.


32. Схема 1991 г.


33. Схема перспективного развития метрополитена начала 1990-х. Изменилась трассировка южного участка Куренёвско-Красноармейской линии, впервые появляется "Васильковская", именно по этой трассе в итоге она и была построена. Северный участок Сырецко-Печерской линии на схеме поворачивает в сторону площади Тараса Шевченко. По клику на картинке откроется более крупная версия.


34. Схема 1998 г. По клику на картинке откроется более крупная версия.


35. Схема 1999 г. с карты города. Третья линия, обозначенная почему-то черным цветом, ушла на левый берег и теперь несколько лет будет разрастаться в северном направлении, после чего продолжит расти на восток.


36. Схема 2000 г. из атласа города. Открыта станция "Дорогожичи", идет строительство "Житомирской" и "Академгородка".


37. Схема 2000 г. с плана города. Одно из немногих мест, где "Герцена" называется "Загоровской". И, как ни странно, она еще присутствует на схеме, хотя "Дорогожичи" уже открыта и судьба "Герцена" уже известна.


38. Официальная схема образца 2000-2003 гг.


39. Официальная схема Киевского метро 2005 г. В таком дизайне схемы просуществовали до 2010 г.


40. Схема перспективного развития метрополитена 2005 г. согласно генплана с эпической загогулиной зеленой линии в сторону "Левобережной". Здесь же эпопея под названием "метро на Троещину" переносится на ул. Бальзака. По клику на картинке откроется более крупная версия.


41. Схема развития линий метрополитена 2005 г. В целом повторяет схему с генплана, но название Подольско-Воскресенской линии уже изменено на Подольско-Вигуровскую.


42. Вестибюльная схема 2008 г. Такие схемы висели в кассовых залах станций метро после открытия "Красного хутора". По клику на картинке откроется более крупная версия.


43. Схема 2011 г. с карманного атласа городского транспорта.


44. Официальная схема 2011 г. с Троещиной на правом берегу :) Такие схемы появились в вагонах после открытия "Демиевской", "Голосеевской" и "Васильковской". Английский язык появляется на схемах в преддверии чемпионата по футболу Евро-2012. В том или ином виде эти схемы сохранились до настоящего времени. По клику на картинке откроется более крупная версия.


45. Схема 2012 года с электронной смарт-карты для оплаты проезда. У меня такой же проездной, только голубого цвета :)


46. Схема развития рельсового транспорта Киева из нового, но так и не утвержденного генплана (2013 г.). Изменена трассировка Подольско-Вигорувской линии в левобережной части: линия возвращена на просп. Маяковского. По клику на картинке откроется более крупная версия.


47. Более ранний вариант генплана с Вышгородско-Дарницкой линией. По клику на картинке откроется более крупная версия.


48. Последний известный вариант схемы, разработанной дизайнерской группой "Агенти змін", и будущая официальная схема метро (2015 г.). По клику на картинке откроется более крупная версия.
Tags: Киев, история, метропланы, метрополитен, схема метро
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 76 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →