Олег Тоцкий (tov_tob) wrote,
Олег Тоцкий
tov_tob

История системы оплаты проезда в Киевском метро



Сегодня поговорим об истории системы оплаты проезда в Киевском метро. За 54 года она очень сильно эволюционировала начиная от талонов и заканчивая современными бесконтактными картами. Кажущиеся нам такими привычными жетоны появились лишь два десятилетия назад, а в самом начале на станциях не было даже турникетов. Основной материал позаимствован с сайта "Мир метро" с некоторыми дополнениями от меня. Если вы обнаружите ошибку, то авторы материала будут вам признательны.

P.S. Все картинки средств оплаты проезда кликабельны.

Киевский метрополитен был открыт 6 ноября 1960 г., т.е. до денежной реформы 1961 г. 19 июля 1960 г. Киевский городской Совет принял решение №1292, которым регламентировались правила пользования метрополитеном и величины тарифов на проезд в нем. Стоимость одной поездки была установлена в размере 50 коп., которая с 1 января 1961 г. в связи с проведением денежной реформы автоматически изменилась на 5 коп. За провоз одного места багажа пассажиры также должны были платить 50 коп.

Пригласительные билеты:
Индивидуальный на торжественное открытие киевского метро 6 ноября1960 г.:
  

Пригласительный для народа на посещение метро 8 ноября 1960 г. (метрополитен полноценно заработал лишь 12 ноября):
  

Изначально вход в метро был только по бумажным билетам. С появлением автоматических турникетов, принимавших 5-ти копеечные монеты, первые из которых были установлены в 1963 г. на станции "Крещатик", кол-во используемых бумажных однопоездочных билетов начало резко снижаться. Тем не менее они продолжали использоваться. Для прохода по ним, необходимо было пройти мимо контролера, где билет гасился.

На этом забавном видео вы можете увидеть те самые первые турникеты на "Крещатике" и реакцию пассажиров, еще не привыкших к новинке (возможно, это была обучалка для киевлян, которую крутили где-то по телевизору, но из-за потерявшегося звука сказать сложно):



Первые турникеты на "Университете":


Аппарат для подсчета монет в кассах:


Слева направо:
- Первые билеты киевского метро. Продавались в кассах метро в 60-62 гг.
- Билет образца 1977 г.
- Билет образца 1978 г. Действовал до 1991 г.
- Учетный билет 80-е. Цифра 7 на билете – условный номер станции, на которой был выдан билет.
      

- Комбинированный проездной автобус-метрополитен 1968 г.
- Комбинированный проездной автобус-метрополитен 1980 г.
- Проездной на киевский метрополитен 1987 г. Ранее известны образцы 1985 г.
- Проездной на киевский метрополитен 1992 г.
      

Интересно, что в конце 60-х годов Киевский метрополитен удалось превратить из дотационного в прибыльные предприятие:


2 апреля 1991 г. впервые за всю историю метрополитена стоимость проезда выросла, причем сразу в три раза, до 15 коп. Правильнее будет сказать, что со 2 апреля по всей стране резко поднялись цены, где не исключением стал и транспорт, а на метрополитене процесс повышения цен так просто осуществить не удалось: необходимо было переделать под новые "стандарты" немалое количество турникетов. Фактически, повышение стоимости проезда на метрополитене произошло в ночь с 13 на 14 апреля. Часть турникетов переделали под прием монет по 15 коп, а часть под прием трех 5-ти копеечных монет (5+5+5). Однако, и такая система оплаты проезда продержалась недолго и уже со 2 января 1992 г. пассажиры платили за проезд 30 коп: тогда автоматы переделали под прием двух 15 коп. монет. Видя, что рост цен не прекратится, и поняв что каждый раз переделывать турникеты затруднительно (уже через несколько месяцев стоимость проезда возросла до 50 коп.), было принято решение на временный переход обратно на талонную систему оплаты проезда. Одним из стимулов к этому послужил также и переход Украины на свою национальную валюту и исключения из оборота советских копеек, которыми и осуществлялась оплата проезда.

Медный "пятачок" более тридцати лет являвшийся основным средством оплаты для проезда в метрополитенах всего Союза и пришедшие ему на смену монеты достоинством в 15 копеек:
  

Итак, турникеты перестали принимать монеты в качестве оплаты проезда, "дверцы" турникетов связали веревкой, проход через них был закрыт. Поскольку, контролеры стали как и 30 лет назад гасить талоны на входе, пропускная способность метрополитена резко снизилась, а закрытые автоматы выглядели таким себе приветом из "светлого прошлого" на фоне очередей на вход в метро. Для одиночных поездок использовались бумажные билеты (типа трамвайно-троллейбусно-автобусных). На месяц продавался проездной на предъявителя, для студентов проездных не было.

Билеты для оплаты проезда в метро образца:
- января 1992 г.
- февраля 1992 г.
- мая 1992 г.
- декабря 1992 г.
      

Осенью 1992 г. началось переустройство турникетов под прием жетонов, которые ввели в обращение 1 октября. Эти жетоны изготовлялись на основе медных сплавов на заводе порошковой металлургии в Броварах. С этого момента после изменений тарифов больше не было необходимости переделывать турникеты, просто увеличивали цену на жетоны. Это породило другую проблему: многие пассажиры стали запасаться жетонами, в результате чего началась нехватка жетонов. Поэтому незадолго до повышения стоимости проезда на кассах появлялись объявления: "Пассажиры! Просьба не скупать жетоны, поскольку после ввода новых тарифов старые жетоны будут недействительны!". На самом же деле, замену жетонов проводили не всегда, но иногда для особо экономных пассажиров это становилось неприятным сюрпризом.

- Первые жетоны киевского метро - металлические жетоны из композитного металла на основе медных сплавов образца 1994 г. (без рекламы и с рекламой банка "Аваль"). Аверс и реверс.
- Жетоны образца 1995 г.
  

Вместе с этим, талоны оставались в обращении даже после введения жетонной системы оплаты. 5 июня 1993 г., когда стоимость проезда возросла до 15 крб., были введены в обращение жетоны нового образца (тоже металлические, но меньшего диаметра). 20 апреля 1994 г., в обращении появились новые пластиковые жетоны синего цвета: они заполнены люминофором, а принцип распознавания базируется не по весу, как было с металлическими жетонами и монетами, а на определении спектрального состава и количества люминофора при помощи фотоэлементов. Эти жетоны были в обращении до 19 марта 2000 г., когда они были заменены на другие зеленого цвета. Новые жетоны использовались до ноября 2008 г., когда проезд в метро подорожал с 50 коп. сразу до 2 грн., после чего в оборот вновь вернулись синие жетоны которые использовались до 2000 г.

Жетоны использовавшиеся в метро с 1994 по 2000 гг. и с 2008 по настоящий момент:
- Первые пластмассовые жетоны: синий и зеленый (относительно редкий экземпляр) образца 1994 г. Округлая эмблема, мелкий шрифт.
- Синие жетоны выпускавшиеся в 1994-1996 гг., в 1998-2000 гг. и с 2008 г.
  

В 1990-е годы была также выпущена серия жетонов, на обороте которых вместо каштанового листа была изображена реклама разных компаний ("Олби Украина", "Спектр Траст", "Кий траст"). К 50-ти летию Киевского метро в 2010 г. была выпущена серия жетонов с изображением станций первой очереди.

Жетоны с рекламой трастовых компаний середины 90-х:
  

Юбилейные жетоны 2010 г.:


В середине 90-х годов в метро, наравне с синими жетонами иногда попадались жетоны нестандартных для Киева цветов. Как правило они были красного цвета, но иногда попадались и белые, коричневые, черные, серые и т.п. До сих пор нет однозначного мнения по поводу того откуда взялись такие жетоны. Существуют версии что это т.н. пробники, либо же банально подделки. Кроме того, часть пластмассовых жетонов изготавливались в Харькове, где использовались красные жетоны. Возможно, там по ошибке выпустили партию красных жетонов.

- Красные жетоны двух оттенков.
- Жетоны зеленого цвета использовавшиеся в обращении с 2000 по 2008 г.
  

Современный аппарат для подсчета жетонов (фото пресс-службы метрополитена):


В ноябре 1994 г. появились месячные билеты с магнитной полосой, первое время они представляли из себя картонную карточку с нанесенным магнитным слоем. С апреля 1995 г. они стали пластиковыми. На одной стороне были нанесены правила пользования картой, на другой стороне изображались виды города, станций метро или же схема, каждый месяц оформление менялось.

- Первые проездные с магнитной полосой. Предъявлялись при входе как обычные проездные.
- Первые пластиковые проездные с магнитной полосой киевского метро образца июнь (сентябрь) 1995 г.
- Первые пластиковые проездные с магнитной полосой киевского метро образца май (август) 1995 г.
- Первые пластиковые проездные с магнитной полосой киевского метро образца апрель (июль, октябрь) 1995 г.
      

1 июля 2000 г. был выпущен пластиковый ученический проездной на метро. Проездной представлял из себя пластиковую карточку без магнитной полосы и предъявлялся на контрольном пункте. С 1 декабря 2005 г. для оплаты проезда на смену магнитным билетам приходят бесконтактные смарт-карты, которые можно пополнить на нужное кол-во поездок. Вне зависимости от того на сколько поездок пополняется карта, стоимость одной поездки соответствует стоимости одного жетона.

- Первые бесконтактные годовые проездные. Студенческий.
- Первые бесконтактные годовые проездные. Гражданский.
- Первые пластиковые проездные на метро с изображением картинки.
- Первые пластиковые проездные на метро для студентов.
      

- Юбилейный проездной ноябрь 2000 г. Гражданский.
- Первые проездные на метро для школьников. Сентябрь 2000 г.
- Месячный проездной билет. Апрель 2003 г. Лицевая и обратная стороны.
      

Магнитные месячные проездные билеты:
- метро-автобус. Июнь, август и сентябрь 2005г.
- метро, трамвай, троллейбус, автобус. Сентябрь 2005 г.
      

Магнитные месячные проездные билеты на метро и автобус за октябрь 2005 г., июль и декабрь 2007 г. и февраль 2008 г.
      

- Бесконтактные проездные 2009 г.
- Бесконтактный студенческий билет за май 2011 г.
- Бесконтактные проездные программируемые на любое количество поездок 2010 г. (лицевая и обратная стороны).
      

- Юбилейные проездные билеты апрель 2010 г. Студенческий и гражданский.
- Юбилейный гражданский проездной за ноябрь 2010 г. Лицевая и обратная стороны.
      

- Бесконтактный студенческий билет за июнь 2011 г. (лицевая и обратная стороны).
- Бесконтактный студенческий билет за октябрь 2012 г.
    

Электронные карты для проезда в Киевском метрополитене с изображением станций "Лыбедская" и "Голосеевская" (лицевая и обратные стороны).
      

Электронные карты для проезда в Киевском метрополитене за 2012 и 2013-2014 гг.
      

Хронология изменения стоимости проезда:

ДатаСтоимость
12.11.1960 50 коп.
01.01.1961 5 коп.
02(14).04.1991 15 коп.
02.01.1992 30 коп.
27.04.1992 50 коп.
26.12.1992 5 крб.
05.06.1993 15 крб.
10.09.1993 30 крб.
11.12.1993 100 (150?) крб.
11.08.1994 200 крб.
01.11.1994 1500 крб.
01.02.1995 7000 крб.
07.09.1995 10000 крб.
07.02.1996 20000 крб.
02.09.1996 20 коп.
15.12.1996 30 коп.
19.03.2000 50 коп.
04.11.2008 2 грн.
31.01.2009 1 грн. 70 коп.
06.09.2010 2 грн.


P.S. Спасибо Владимиру Ковальчуку, Mаксиму Шарафану, Андрею Комарову и Денису Ковалевскому за предоставление образцов билетов и жетонов.
Tags: Киев, видео, история, метрополитен, стоимость проезда
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 49 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →