Олег Тоцкий (tov_tob) wrote,
Олег Тоцкий
tov_tob

Лучший в мире музей метро



Многие ли из вас были в музее Киевского метро? И многие ли из тех, кто в нем не был, знают, где он находится и как в него попасть? К сожалению, посетить нынешний музей Киевского метро не так просто. Из-за ряда организационных моментов, это можно сделать лишь в будние дни и лишь по предварительной записи. А посмотреть и послушать в музее есть что. Когда-то витали в воздухе идеи перенести музей в здание бывшего депо у станции метро "Днепр", но они так и остались нереализованными, да и здания депо уже нет.

Но речь совсем не об этом. В Киеве есть место, которое так и просится под музей метро. Да что там музей: само по себе место очень необычно и могло бы стать одной из интереснейших туристических точек Киева. Некоторые из читателей наверняка уже догадались, что место, о котором идет речь, - это старые тоннели перегона "Университет" - "Крещатик", которые позже заменила станция "Театральная". Прошло чуть более года, как мы с вами детально осматривали эти тоннели на фото и тогда же в этом блоге вскользь была упомянута идея создания на их основе музея метро. С тех пор эта идея пошла дальше и обрела некоторые очертания.

Напомню еще раз о чем речь. Между станциями "Крещатик" и "Университет", открытых в 1960 г., изначально никаких промежуточных станций не было, а "Театральная" появилась лишь в 1987 г. для обеспечения пересадки на будущую третью линию. Станцию построили в стороне от действующего участка и незадолго до пуска врезали в него новые тоннели, ведущие к "Театральной". В память об этой операции остались примерно 1,5 км старых тоннелей между точками врезки. Бутовать их не стали и они сохранились практически в том же виде, что и прежде. В метро они называются "бросовыми тоннелями", в народе - "заброшка" или "консерва".


В тоннелях демонтирована рельсошпальная решетка, а в остальном они остались практически нетронутыми. Кстати, вот конкретно этот тоннель был пройден первым "киевским" механизированным щитом:


Здесь даже есть заблокированные гермозатворы, старые санузлы, вентузел и дренажная перекачка. Часть оборудования находится в рабочем состоянии и исправно выполняет свои функции.


Кроме всего прочего, эти тоннели строились еще в 50-х годах и входили в состав самого первого пускового участка Киевского метро. То есть этот участок сам по себе является негласным музеем и памятником своей эпохи. Если привести тоннели в порядок и организовать в них цивилизованный вход, они могут стать очень крутой туристической фишкой Киева. Ну а идея с музеем метро как-то сама собой просится для этого места.


Сейчас же де-факто основное пространство тоннелей используется чуть менее, чем никак.


А ведь здесь можно разместить уникальную и интересную экспозицию, посвященную Киевскому метро; фактически тот же проект "Метро, которого нет", но созданный на совершенно новом уровне. Экспозицию можно значительно расширить по сравнению с нынешним музеем, в котором пространство сейчас крайне ограничено. Можно установить макеты и образцы различного оборудования метрополитена, которое недоступно пассажирам в обычной жизни. Причем часть из них сделать действующими. При грамотной организации пространства, такому музею не будет цены. Более того, прямых аналогов подобного музея в мире лично я не знаю. Кроме музея, часть площадей в тоннелях можно отдать под какие-нибудь другие временные экспозиции и выставки. В общем, творческой мысли развернуться есть где, а место будет уникальным и востребованным.

У практической реализации этой идеи есть пока только один неопределенный момент: как организовать безопасный и удобный вход в тоннели для посетителей. Сейчас доступ в бросовые тоннели возможен из пяти точек. Три из них - действующие тоннели, по которым носятся поезда, еще одна - служебные помещения станции "Золотые ворота", а пятая точка - вентшахта №5. То есть вариантов совсем немного и не исключено, что придется строить отдельный вход. А это уже значительные капиталовложения. Так или иначе, под эту идею я предполагаю привлечь частные инвестиции, чтобы не трогать ни городской бюджет, ни доходы метрополитена. Причем инвестиции будут возвращаемыми.

За год, который прошел с момента написания поста про бросовые тоннели, мне удалось пообщаться с большим количеством людей, которые оказали неоценимую помощь в предварительной проработке идеи музея. Сейчас это уже не голая мысль "а вот было бы хорошо, если...", а концепция, которую не стыдно показать заинтересованным людям. Уже есть видение по организации пространства музея, есть множество идей по наполнению экспозиции, изучен ряд документов по организации строительства и эксплуатации метрополитена, есть наработки по организации цивильного входа в музей и есть предварительное понимание общей сметы этой затеи. Это, так сказать, нулевой этап реализации идеи.

Следующий этап, который сейчас начинается, - это официальное одобрение идеи метрополитеном, закрепление "музейного" статуса тоннелей и согласование дальнейших шагов, чтобы начать работать в нужном направлении. Сейчас презентация по проекту уже лежит в метро. Метрополитен пока не спешит с ответом, но я не теряю надежды :) Если даже метро с первого раза так ничего и не ответит, то это еще совсем не финиш.

В качестве промежуточного итога на сегодня. Проект неординарный и сложный, но выполнимый. Пока ни один скептик, которого я встретил во время проработки идеи, не смог аргументированно доказать, что этот проект будет невыполним или окажется слишком дорогим. Также, думаю, в будущем не обойдется без привлечения неравнодушных граждан для оказания посильной помощи в реализации идеи. Такой проект просто не может воплощаться в жизнь где-то в тайне за семью печатями. Так что, если у вас есть силы и желание помочь создать уникальный и неповторимый музей в Киеве, вы в стороне точно не останетесь. Но обо всем этом позже.

См. также:
Метро, которого нет: старые тоннели возле "Театральной"
Tags: Киев, Консерва, СБЛ, метрополитен, музеи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 77 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →