Олег Тоцкий (tov_tob) wrote,
Олег Тоцкий
tov_tob

Categories:

Метро или трамвай?


* рисунок неизвестного машиниста из депо "Дарница" / Источник

Несмотря на события в Крыму жизнь продолжается и в других местах страны, а чиновники в очередной раз пытаются решить проблемы, которые не решили остальные "папередныки". Однако власть приходит и уходит, а популизм и демагогия остаются. Чтобы в очередной раз не строить метро в сторону Троещины теперь придумано новое оправдание: в стране и в городе денег нет (это правда), поэтому давайте рассмотрим более дешевые варианты вместо метро, например, пустим по Подольскому мосту трамвай. Вариант на самом деле не новый и в разных кругах уже предлагался, поэтому его интересно обсудить независимо от того, будет ли поставлен крест на четвертой линии в пользу трамвая, или все это останется лишь фантазиями. Однако сразу замечу, что, прежде запускать что-то рельсовое будь то метро или трамвай, нужно сначала достроить Подольский мост. На это уйдет еще не один год и вполне возможно, что к тому времени экономическая ситуация в стране будет совершенно иной. Поэтому сейчас подобные идеи больше выглядят, не как забота о жителях города, а как официальная причина вновь не строить метро к многострадальной Троещине. Тем не менее, рано или поздно страна перестанет жить в ожидании войны, экономика выйдет из кризиса, поэтому мои читатели уже сейчас должны знать всю правду, чтобы заранее быть готовыми к новой пропаганде от чиновников.

Напомню, как предполагается строительство метро: открыть первый пусковой участок от "Глубочицкой" (пересадка на зеленую линию) или "Подольской" (пересадка на синию линию) до "Радужной", где пассажиры смогут пересесть на троещинский скоростной трамвай и городскую электричку, а уже потом наращивать новую линию метро с обоих концов.



Поводом для написания поста стала статья в Комсомольской правде. Исходя из нее и будет строиться сравнения. Вот ее текст:

Метро на Троещину: вот новый поворот…

В Киевской администрации опять обсуждают каким транспортом связать злополучный микрорайон с "большой землей".

Вечное предвыборное обещание - "метро на Троещину" - давно превратилось в мечту самого большого микрорайона Киева. На этот проект нужны 20 миллиардов гривен (сумма равна годовому бюджету города). Средства хотели одолжить в российском банке, но в связи с политической ситуацией на эти деньги можно не надеяться.

У страны лишних двадцати миллиардов тоже нет, поэтому Киеву нужно самому думать, как строить четвертую ветку метрополитена. Как один из вариантов удешевления работ и решения главной задачи - вывоза людей с левого на правый берег, минуя Московский мост, - рассматривается проект, по которому по пути метро поедет скоростной трамвай.

- Метро на Троещину при стабильном финансировании мы можем построить за 7-8 лет, а если по этому пути пойдет скоростной трамвай, то открыть его мы бы смогли года через три, - считает Михаил Костюк, замглавы Киевской администрации.

По его словам, нужно проанализировать два проекта - "Метро" и "Скоростной трамвай" и решить, какой сделать приоритетным. Но в любом случае рельсовый транспорт с правого берега на левый упирается в еле строящийся Подольский мост. Чтобы его достроить, нужно минимум два года и 4,2 млрд грн.

Если сравнивать два проекта в финансовом плане, то первая очередь метрополитена (две станции на правом берегу, четыре на Подольском мосту и "Радужная" на левом) обойдется в 6 миллиардов гривен. А продлить скоростной трамвай с Троещины до Подольского моста и на правый берег - около 3 миллиардов.

Правда, пока этот проект только на стадии обсуждения. С ним должен ознакомиться новый глава Киевской администрации. Затем чиновники хотят провести совещание и выбрать один из двух проектов. И в идеале провести общественные слушания, чтобы узнать все-таки мнение жителей Троещины - хотят ли они подождать дольше, но метро, или меньше, но иметь скоростной трамвай. Интересно, что технические характеристики моста позволяют в будущем перестроить пути для скоростного трамвая в метрополитеновские, когда появятся деньги. Если появятся.

--skip--


Источник и схемы по ссылке: http://kp.ua/daily/130314/443254/

Теперь давайте все разложим по полочкам. Для начала нужно разобраться с реальной стоимостью проекта метро. Год назад Укрметротоннельпроект во время пресс-конференции на "Теремках" показывал занимательные картинки, где были обозначены все очереди строительства четвертой линии со сроками и стоимостью. Вот, что там было:
- 1-й пусковой участок от "Подольской" до "Радужной" с пересадкой на "Тараса Шевченко" и депо "Радужное" - 3,2 млрд. грн., срок строительства - 3 года.
- "Глубочицкая" вместе с пересадкой на "Лукьяновскую" и соединительной веткой с зеленой линией - 3,7 млрд. грн., 3,5 года.
- "Площадь Победы" и "Вокзальная-2" с пересадкой на одноименную станцию красной линии - 2,1 млрд. грн., 3,5 года.
- 6 станций на Троещине и Воскресенке вместе с депо "Троещина" - 5,6 млрд. грн., 3 года.

Если общий срок строительства не поддается точному расчету, т.к. часть работ в идеале можно выполнить параллельно, но реальные графики угадать сейчас невозможно, то общая стоимость строительства высчитывается очень легко - 14,6 млрд. грн.

Пролистав разные новости за последний год, я пришел к выводу, что эти цифры принципиально не изменились. Не знаю, правда, почему стоимость всей линии от "Вокзальной" до "Троещины" внезапно округлили с 15 до 20 млрд. грн, но пусть уж будет так: инфляция + изменение стоимости в ближайшие годы все равно выведут на эту цифру.

Тем не менее, либо чиновники, либо журналисты как всегда немного лукавят. В статье сравнивается стоимость строительства метро от "Глубочицкой" до "Радужной" со стоимостью прокладки трамвая на правый берег. Куда там можно уткнуть трамвай? Да особо некуда. Фактически это получится подвозка, к примеру, к станции "Тараса Шевченко". При этом, "Глубочицкую" давно уже выкинули из 1-го пускового участка, а участок от "Подольской" до "Радужной", как видно из цифр, написанных выше, стоит по ценам годичной давности те же 3 млрд. грн!!! Ладно, инфляция и курс доллара наверняка внесли свои коррективы и здесь, но это все равно не 6 млрд. грн! Можно минимизировать затраты и не запускать промежуточные станции на Подольском мосту и стоимость метро сократится еще больше.

Идем дальше. По факту трамвай все равно получится подвозкой к метро. Только тем людям, которым нужно на Подол, он станет наиболее быстрым и удобным средством перемещения в час-пик. В остальном трамвай продублирует нынешние маршруты наземного транспорта к "Петровке". Теперь представим, что открывается Подольский мост, который все равно нужно достроить перед пуском, что метро, что трамвая. С Московского моста сразу уходит часть нагрузки на новый мост и в часы пик преодолеть Днепр становится проще даже без трамвая. Сразу назревает вопрос: может, лучше уж тогда просто нарастить шинокопытный наземный транспорт? Получится такая же подвозка. Да, для пассажиров по времени это будет чуть дольше, чем прямой и обособленный трамвайный маршрут, но в разы дешевле. А параллельно можно неспеша строить метро.

К сожалению, в обществе давно распространено заблуждение, будто Подольско-Вигуровская линия метро решит проблему только Троещины. На самом деле нет. Полноценная четвертая линия снимет часть нагрузки с действующих линий, разгрузит существующие пересадки, обеспечит метрополитеном Соломенку и, наконец, полноценно свяжет Троещину (а там только официально зарегистрировано 270 тыс. человек) с остальной системой метро. Ничего из перечисленного трамвай не решит.

Наконец, перестройка трамвая под метро потребует дополнительных денежных вливаний. Как известно, скупой платит дважды. Плюс трамвай еще и закрыть придется на неопределенное время перед переформатированием в метро, а это станет дополнительным болезненным вопросом.

Безусловно, трамвай стал бы более быстрым и дешевым (хоть на какой-то миллиард) средством [частичного] решения транспортных проблем Троещины. Готовая линия по ул. Бальзака через всю Троещину до Подола, конечно, выглядит привлекательно. Но трамвай останется подвозкой. Не все ли равно в таком случае, куда подвозить к метро: на Подол или до "Радужной"? Ну и, если брать глобально, то как для Троещины, так и для остального города жизненно необходима четвертая линия от Троещины до Жулян и никуда от нее не деться.

См. также:
Сравнение трассировок метро по ул. Бальзака и просп. Маяковского
А был ли мальчик? (нестартовавшее строительство четвертой линии)
Tags: Киев, НОТ, ПВЛ, Подольский мост, Троещина, метропланы, метрополитен, трамвай
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 100 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →