Олег Тоцкий (tov_tob) wrote,
Олег Тоцкий
tov_tob

Categories:

ВПРС-500 в метро



Любой путь в метро или на железной дороге в ходе эксплуатации постепенно уходит от своих изначальных параметров: появляются усадки, меняется ширина колеи, взаимное расположение уровня рельсовых нитей, снижается плавность кривых, трасса уходит от своего проектного положения и т.д. Это сказывается не только на плавности хода вагона, но и напрямую влияет на безопасность движения в принципе. В первую очередь это касается открытых участков, где путь уложен на щебеночный балласт; в тоннелях существуют схожие проблемы, но там они имеет свои особенности и другие масштабы - ведь путь уложен либо на шпалы, утопленные в бетон, либо на специальные лежни.

Когда-то с подобными негативными явлениями боролись при помощи домкратов, лома и какой-то матери. Называются эти работы - выправка и рихтовка пути. Это довольно таки трудоемкие операции среди прочих работ по текущему содержанию пути, но их давно уже нашли способ механизировать с помощью специальных выправочно-подбивочно-рихтовочных машин. В Киевском метро для выправки пути на открытом участке Святошинско-Броварской линии с 1984 г. используется машина ВПРС-500. ВПРС дословно расшифровывается как "машина Выправочно-Подбивочно-Рихтовочная Стрелочная". В отличие от ее ближайшего более производительного родственника ВПР-1200 она умеет работать также и на стрелках. ВПРС-500 предназначена для механизированной выправки пути и стрелочных переводов в продольном и поперечном профиле, уплотнения (подбивки) балласта под шпалами и рихтовки пути в плане. Применяется при строительстве, ремонте и текущем содержании пути. Может работать как с деревянными, так и с железобетонными шпалами.

Что ж, как меняют рельсы в метро, вы уже видели, давайте теперь посмотрим, как происходит выправка пути на открытом участке.

1. Машина ВПРС-500 представляет собой универсальную самоходную машину цикличного действия и может выправить за час около 500 шпал или 1 стрелочный перевод. Транспортная скорость машины до 70 км/ч. Длина около 17 м, масса более 40 т. ВПРС-500 на путях мотодепо ТЧ-1 "Дарница":


2. Кроме открытого участка красной линии, ВПРС-500 иногда используется на парковых путях депо и на стрелках в тоннелях, где путь уложен на щебеночный балласт. Место проведения сегодняшних работ будет на 2-м пути (направление от "Лесной" в центр) у станции "Черниговская". Выправить нужно участок протяженностью около 100 м, расположенный в кривой сразу за станцией. После выхода из депо ВПРСку ставят у "Черниговской" и она ждет, пока будут проведены необходимые подготовительные работы. На часах два часа ночи, ночное окно в самом разгаре.


3. В первую очередь проводится контрольное измерение пути, уточняются параметры и границы участка, где будут проводится работы.


4. Параллельно к проведению работ готовится и сам путь: все лишнее должно быть убрано и отключено. Здесь на пути ВПРСки находится изолированный стык и для работы машины необходимо сначала отключить дроссельные перемычки, что и делают СЦБисты.


5. Дроссельные перемычки являются элементом систем обеспечения безопасности и управления движением поездов, которые объединены под общей аббревиатурой "СЦБ" (Сигнализация, Централизация, Блокировка), а также служат для отвода из рельс обратного тягового тока. Перемычки вместе черными ящиками дроссельных трансформаторов легко увидеть в метро на открытом участке, особенно на станции "Днепр".


6. В этот момент на соседнем пути мы встречаем обходчика, который обнаружил съехавшую прокладку на кронштейне контактного рельса и настойчиво намекнул коллегам, что хорошо бы вернуть ее на место. Ни что не должно ускользнуть от зоркого глаза путевого обходчика!


7. Тем временем путь к выправке готов, машину откатили на исходную позицию и начинают приводить в рабочее состояние.


8. На приведение машины из транспортного положения в рабочее нужно около 10 минут.


9. Над каждой рельсовой нитью машины расположены подбивочные блоки (слева на фото) и подъемно-рихтовочные устройства (тележка под оператором).


10. Подъемно-рихтовочное устройство выполняет подъемку пути и его поперечную сдвижку (рихтовку). Управление происходит автоматически от контрольно-измерительной аппаратуры с возможностью ручной корректировки. При выполнении рабочего цикла выправки/рихтовки рельсы фиксируются роликами рельсовых захватов, а все вертикальные и боковые усилия на рельсы передаются с помощью гидроцилиндров.


11. На подбивочных блоках расположены подбойки, которые вибрируя с частотой 35 Гц заглубляются в щебень почти на полметра и таким образом уплотняют балласт под одной из шпал. Подбойки могут ходить не только вверх-вниз, но также перемещаться в поперечном направлении и "обхватывать" подбиваемую шпалу снизу.


12. Выправка пути происходит в следующим порядке: машина останавливается над требуемой точкой и с помощью подъемно-рихтовочного устройства захватывает и поднимает на нужную высоту рельсо-шпальную решетку. Подбойки на подбивочном блоке заглубляются в балласт и сближаются друг с другом, уплотняя балласт под шпалой, после чего возвращаются вверх, рельсовые захваты размыкаются и машина смещается вперед на одну шпалу, после чего цикл повторяется.


13. :-))


14. Больше драйва! На этой анимации хорошо видно, насколько поднимается рельсо-шпальная решетка при проведении выправки.


Для полной наглядности небольшое видео работы похожей машинки на железной дороге:



15. Над подъемно-рихтовочным устройством размещаются две дополнительные кабины открытого типа, из которых можно контролировать процесс подбойки и выполнять индивидуальное управление рабочим циклом подбивочных блоков при выправке пути на стрелках.


16. Оператор дополнительной кабины:


17. Основная кабина ВПРС-500:


18. Отсюда происходит управление всем процессом. ВПРС-500 может работать в ручном или полуавтоматическом режиме.


19. Для измерения отклонений в положении пути и подачи команд на подъемно-рихтовочный блок, а также контроля положения пути после рихтовки, на машинке имеется специальная контрольно-измерительная система. Точность срабатывания контрольно-измерительной системы составляет 0,5 мм, точность выправки пути до 2 мм.


20. Против лома нет приема! Как бы не был механизирован процесс, отдельные мелкие огрехи все равно устраняются вручную.


21.


См. также:
Замена рельс между "Гидропарком" и "Левобережной"
Спецтехника ТЧ-1 "Дарница"

P.S. Спасибо пресс-службе Киевского метрополитена за организацию съемки.
Tags: Киев, СБЛ, Черниговская, видео, метро изнутри, метрополитен, ночное метро, подвижной состав
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 47 comments