Олег Тоцкий (tov_tob) wrote,

Подольский мостовой переход



Про Подольский мостовой переход я планировал написать пост очень давно, но нужно было разобрать массу накопившегося за несколько лет материала и публикация постоянно откладывалась. Т.к. вскоре нас возможно порадуют началом монтажа 300-метровой арки на мосту через Днепр, откладывать дальше уже нет возможности. Изначально хотелось вместить краткий обзор по всему сооружению в один пост, но по мере подготовки материала стало ясно, что это можно сделать только в ущерб информативности. Поэтому сегодня будет первая часть, которая касается всего и вся за исключением арочного моста через русло Днепра, а во второй части поговорим отдельно про этот мост, как наиболее сложное и интересное сооружение, как с инженерной, так и с эстетической точки зрения.
Ряд фотографий по объекту сделаны ранее 2010-2011 гг. в разное время года, поэтому пусть вас не удивляет постоянное чередование лета и зимы. Основная цель каждого фото - наглядность текстового сопровождения. Там, где картинка явно отличается от сегодняшнего состояния сооружения, указан год съемки.

Подольский мостовой переход был задуман задолго до развала Союза. Основная его цель - улучшение транспортного сообщения между правобережьем и жилмассивами Радужный, Воскресенка и Троещина. На последней по неофициальным данным сейчас проживает до полумиллиона человек, но она до сих пор не имеет нормального транспортного сообщения с другими районами Киева. Дело не в отсутствии дорог - они есть; дело в том, что существующие транспортные пути давно уже не справляются с потоками. К тому же, в часы пик многие выезжают с Троещины к ближайшим станциям метро, которого в этом районе тоже нет.

Новый мостовой переход должен решить имеющиеся транспортные проблемы сразу двумя способами: увеличить общую пропускную способность киевских мостов через Днепр и дать возможность провести новую линию метро непосредственно на Троещину. Начало строительства Подольского мостового перехода должно было состояться еще в 1993 г. Но страна была не в том состоянии, чтобы вытянуть стройку подобных масштабов и строительство фактически началось только в конце 2003 г. Первые пару лет темпы строительства были высокие, а потом начались регулярные перебои с финансированием. Новые "реальные" сроки называются с завидной регулярностью, но мост воз и ныне там.

Переход имеет протяженность более 7 км. Основная часть сооружений будет двухярусной: на нижнем ярусе расположится Подольско-Воскресенская (Подольско-Вигуровская) линия метро, которая в перспективе пройдет от Троещины до Жулян через Лукьяновку и вокзал Киев-Пассажирский. Кроме того, в междупутье нижнего яруса будут располагаться различные коммуникации, в том числе и две трубы диаметром около 1 м. На вернем ярусе будет обустроена автомобильная магистраль по три полосы в каждую сторону. Мостовой переход был сделан двухярусным не случайно - это позволило уменьшить ширину моста на 12-14 м и, соответственно, ширину полосы застройки. Кроме того, метроярус защищен от осадков естесственной галереей в виде верхнего автодорожного яруса. На ярусе метро должны расположиться 3 станции метро, расчитанные на 6-ти вагонные составы. Это не первый двухярусный мост в Украине (есть еще Амурский или Крюковский, например), но первый в Киеве.

Бытует мнение, что трассировка перехода неоптимальна: дескать зачем-то сделан зигзаг на Трухановом острове и переход выходит к бульвару Перова, а не на просп. Ватутина. Слышать подобные утверждения более чем странно: во-первых, выбранная трассировка дает возможность максимально уменьшить длину пролета через Днепр, который вынужденно пришлось делать без опор в русле реки. Во-вторых, вывести Подольский переход на Ватутина - значит окончательно похоронить проспект в пробках и никак не решить транспортной проблемы Троещины.

За годы, прошедшие с начала строительства, кроме проблем с финансированием, добавилась еще одна: отселение домов и перенос предприятий, расположенных по трассе моста. В первую очередь это касается дач на Русановских садах. В конце прошлого года стройка вновь зашевелилась и был озвучен новый срок - конец 2011 г. (сейчас по различным документам уже фигурирует 15 апреля 2012 г.). Т.к. полностью завершить строительство за год нереально, появился так называемый первый пусковой участок моста: заключается он в том, чтобы достроить уже начатое и обойти Русановские сады набережной вдоль Десёнки с выходом на просп. Ватутина. Таким образом мост получает половинчатую нагрузку и частично снимает трафик с перегруженного Московского моста. Такое решение вполне здравое, т.к. позволяет пустить объект не дожидаясь завершения всей стройки, а все необходимые заезды и набережная входят в изначальный проект, находятся сравнительно в высокой степени готовности и ничего лишнего для "досрочного" пуска перехода строить не придется.

1. Для любителей чертежей и цифр большая картинка с планом и профилем мостового перехода (отдельное спасибо viatorus за найденные исходники). По клику - 5081x2000 (3,6 МБ):


2. В оригинальном плане нумерация некоторых участков мостового перехода дублируется, поэтому чтобы читателю было проще ориентироваться в дальнейшем тексте, я привел нумерацию в более наглядный вид:


Из чего же состоит мостовой переход?

1 - Реконструкция существующей набережной для строительства развязки с Гаванским мостом
2 - Эстакада для безостановочного транзита по набережной
3 - Гаванский мост
4 - Новая набережная в сторону Оболони

5, 6, 7, 8 - Комплекс съездов с мостового перехода на Подол с развязкой на ул. Набережной-Луговой и Межигорской. Здесь же будет построена ст. метро "Подольская". Ближе к Гавани линия метро выйдет на поверхность и займет свое место под автодорожными эстакадами мостового перехода
9 - Совмещенный (авто + метро) двухярусный мост через Гавань
10 - Совмещенная двухярусная эстакада через Рыбальский полуостров (вместе со ст. метро "Судостроительная")
11 - Съезд с моста на Рыбальский п-ов

12 - Реконструкция существующей набережной для строительства заезда с Валов
13 - Заезд с Верхнего вала с пересечением Гавани
14 - Совмещенный двухярусный арочный мост через Днепр

15 - Совмещенная двухярусная эстакада через Труханов остров (вместе со ст. метро "Труханов остров")
16 - Совмещенный двухярусный мост через Десенку
17 - Совмещенная двухярусная эстакада на левом берегу (вместе со ст. метро "Залив Десенка") и развязкой с набережной в сторону просп. Ватутина

18 - Совмещенный двухярусный мост (эстакада) через Русановское озеро
19 - Комплекс съездов на Русановских садах вместе со ст. метро "Радужная"
20, 21, 22 - Автодорожная эстакада через железнодорожную насыпь
23, 24 - два автодорожных моста через озеро Радуга
25 - Эстакада по ул. Радужная
26 - Подходы к мосту на ул. Стальского, Микитенко и Радужная


Для полноты картины на схеме не хватает только набережной в обход Русановских садов.

Цветовая легенда: зеленым обозначены объекты, которые уже сданы в эксплуатацию; синим - готовые в конструкциях (т.е. там осталось только провести коммуникации, уложить асфальт, выставить ограждения и пр.), оранжевым - частично готовые объекты; красным - объекты, которые еще не начинали строиться. Первый пусковой участок - это все, что отмечено зеленым, синим и оранжевым (кроме п. 9). Т.е. все объекты, кроме набережной к просп. Ватутина, находятся в той или иной стадии готовности.

3. Теперь давайте пройдемся вдоль всего мостового перехода. Для начала фотография макета (автор фото мне, увы, не известен) практически всех правобережных сооружений:


На переднем плане через набережную [1] тянется эстакада [2], от которой начинается Гаванский (он же "Горбатый") мост [3], уходящий на новую набережную [4]. Все эти объекты в прошлом году были полностью сданы в эксплуатацию, поэтому говорить о них отдельно особого смысла нет. Стоит лишь отметить один интересный момент из истории Гаванского моста: во время проектирования рассматривался вариант разводного моста с подъемным пролетом. Но идем дальше. Сверху справа налево: арочный мост через Днепр [14], эстакада через Рыбальский полуостров [10], совмещенный мост через Гавань [9] и заезд с ул. Верхний вал [13]. Еще левее будут расположены съезды на Набережную-Луговую и ул. Межигорскую [5, 6, 7, 8]. На месте съездов пока ничего не строилось, поэтому сразу перейдем к совмещенному двухярусному мосту через Гавань.

Мост протяженностью 576 м будет содержать четыре пролета (два центральных по 168 м и два боковых по 120 м). Центральные пролеты имеют предельную длину для своего типа конструкции - это вызвано необходимостью наименьшего препятствования судоходному движению по Гавани. По внешнему виду мост будет идентичен уже построенному мосту через Десенку (его вы увидите ниже).

4. Пока что в Гавани лишь частично построены опоры для будущего моста. В конце прошлого года возобновились работы по их достройке:


5.


6. На заднем плане маячит плавучий кран ЛК-600 "Захар" с опущенной в транспортное положение стрелой, который будет монтировать сегменты арки моста через Днепр, а также секции мостов через Гавань:


7. Кроме основной трассы мостового перехода, через Гавань будет переброшен заезд на мост [13], который поднимется с Верхнего вала на высоту порядка 16 м, преодолеет водную преграду шириной около 250 м и примкнет к основной трассе на Рыбальском полуострове. Заезд располагается параллельно существующему вантовому мосту, который пару лет назад был окончательно закрыт даже для движения пешеходов и в будущем будет разобран. На сегодня полностью построены опоры заезда в Гавани, на Рыбальском полуострове и одна береговая опора на правом берегу. Этот заезд входит в первый пусковой участок, который сейчас обещают открыть в апреле 2012 г. Теоретически завершить строительство этого заезда за год - задача пока вполне реальная. На фото вдоль вантового моста можно разглядеть свежие бетонные опоры заезда:


8. Опоры заезда на Рыбальском полуострове. Слева от старого вантового моста видно здание типа "хрущевка" - это общежитие завода "Ленинская кузня", край которого цепляет основную трассу мостового перехода, поэтому в дальнейшем оно будет снесено.


9. Различные этапы строительства опор для заезда (фотографии 2009 г.):


10.


11. Справа лежит арматурный каркас ригеля, который устанавливается на макушку опоры:


12. На Рыбальском полуострове нас сразу же встречает ст. метро "Судостроительная" [10]. Кусочек платформы со строителями - это будущая СТП (совмещенная тяговопонизительная подстанция), сама же пассажирская платформа будет дальше. Пролеты автомобильного яруса здесь ставить пока не начинали, хотя временные крепления под металлоконструкции на макушке опор уже установлены. Справа также видно опоры заезда с Верхнего вала [13]:


13. За "Судостроительной" мостовой переход проходит эстакадой на территории завода "Ремдизель" и слегка цепляет военную часть. Цеха "Ремдизеля" уже перенесли, корпус, принадлежащий военной части, еще предстоит снести. На фото трасса эстакады, по которой в конце прошлого года начали забуривать сваи под опоры эстакады. За буровой установкой и кранами выглядывают конструкции "Судостроительной". Домики, преграждающие к ней путь, скоро канут в лету. Опять таки: достроить этот кусок за год возможно, главное чтобы не подвело финансирование и были своевременно вынесены оставшиеся на пути эстакады здания.


14. На этом же участке начнется съезд с мостового перехода, который развернется на 270 град. и выйдет на набережную в направлении Подола [11]. Пока готовы только некоторые опоры на ул. Электриков и насыпь в конце съезда.


15. Дальше следует полукилометровый арочный мост через Днепр [14]:


16. Сложность и уникальность этого сооружения заслуживает отдельного поста, поэтому ему будет целиком посвящена вторая часть повествования. А пока давайте посмотрим, что делается дальше - на эстакаде через Труханов остров [15].


17. Все пролетные строения эстакад сталежелезобетонные. Плиты авто- и метропроезда бетонируются на месте.


18. В разрезе это выглядит так:


19. Эстакада на Трухоновом острове полностью готова в конструкциях.


20. Вид с уровня метро:


21. Ст. метро "Труханов остров":


22. Платформа станции:


23. Со станции открываются красивые виды на Бабье озеро и правобережный холм Киева. Эх, главное, чтобы не загородили каким-нибудь непрозрачным или полупрозрачным ограждением...


24. Верхний ярус. Кроме всего прочего, здесь уже частично уложена гидроизоляция:


25. Вид на арочный мост через Днепр (фото 2009 г.):


26. За Трухановым островом следует мост через Десенку. Мост имеет протяженность 304 м содержит четыре пролета (два центральных по 88 и два боковых по 64 м). Визуально он полностью идентичен мосту, который будет построен в Гавани.


27. Вдоль основного моста тянется временный технологический мостик для проезда строительной техники.


28. Двухярусные фермы имеют треугольную схему расположения раскосов:


29. Для крепления рельсошпальной решетки к листу настила прикреплены два П-образных коробчатых ребра:


30. Между колеями метро будут располагаться различные коммуникации:


31. Верхний ярус моста. Здесь уже и ограждения успели поставить.


32. Дальнейшая трасса мостового перехода проходит через Горбачиху до Русановских садов такой же эстакадой [17] как и на Трухановом острове.


33. Здесь есть заделы под съезды на будущую набережную вдоль берега Десенки:


На эстакаде также находится платформа еще одной станции метро - "Залив Десенка". Предполагается, что станция не будет открываться сразу и останется на перспективу. На вид она полностью аналогична ст. "Труханов остров".

34. Перед Русановскими садами эстакада просто обрывается на одной из опор...


35. Набережная, которая пойдет в обход Русановских садов, примерно в этом месте пройдет под основной трассой моста и пойдет дальше вдоль берега практически до самой Троещины. На картинке, за которую хочется поблагодарить metrobuildivec, сооружения, необходимые для запуска набережной, отмечены красным цветом:


Пока что это достаточно стремный и трудоемкий участок для пуска комплекса через год. Здесь пока нет ничего, набережная немаленькая, нужно построить развязку в месте примыкания набережной к Подольскому мостовому переходу и достроить вторую часть развязки на пересечении ул. Бальзака и просп. Ватутина (включая 180-метровый путепровод).

36. Но вернемся на основную трассу моста. За Русановским озером эстакада будет опущена на насыпь, в которой расположится ст. метро "Радужная" [19]. То, что находится перед нами - это и есть скандальные Русановские сады.


Все годы, пока строится мост, постоянно всплывают сообщения в прессе о нежелании владельцев менять свои участки на денежную компенсацию или участки в других районах города. Обычно речь идет о том, что "многие не хотят", "участки приватизированы и ничего не хотим слышать" и прочее бла-бла-бла. Чтобы понимать, что же происходит на самом деле, стоит отметить следующее:
- о гипотетическом строительстве мостового перехода через сады было известно очень давно. Подавляющую часть участков, находящихся на трассе моста, в свое время приватизировать не дали, соответственно они находятся во временном пользовании.
- основные "антимостовые" настроения исходят не от владельцев участков 25-й и 26-й линии, по которым пройдет мостовой переход, а от владельцев 14-й и 15-й линии. Это где-то в полукилометре от трассы моста. Здесь участки как раз очень даже приватизированы, вместо старых домиков построены весьма капитальные строения и владельцы хронически боятся моста, как предвестника высотной застройки садов. Сады, когда-нибудь застроят высотками - это факт и эти планы тоже были очень давно, но будет это явно не в ближайшем будущем.
- количество телодвижений, предпринятых властью для поиска общего языка с владельцами участков, значительно меньше, чем можно судить по сообщениям в прессе.
- на сегодня ряд владельцев действительно согласились на отселение и компенсацию, но со многими еще предстоит работать.

37. Т.к. о строительстве моста было известно давно, на участках попадающих в трассу, ничего капитального практически не строилось. Дом на фото - одно из немногих капитальных сооружений среди десятков других.


38. Типичный вид 25-й линии садов:


39. Типичные домики. Таких здесь большинство:


40. Есть и такие. Причем в количестве больше, чем 1 штука:


За ст. метро "Радужная" автодорожная часть мостового перехода снова поднимется на эстакаду и пройдет над железнодорожной насыпью, а затем двумя мостами пересечет озеро Радуга с выходом на ул. Стальского и Микитенко. Впрочем, окончательное решение о пересечении ж-д эстакадой, насколько я знаю, еще не принято и возможен вариант прокола в насыпи. Что касается метрополитена, то после "Радужной" должен быть сделан задел под ответвление в сторону ул. Бальзака и под дальнейшее продолжение линии в сторону Радужного, куда метрополитен попадет через тоннели под озером. Впрочем, дальнейшая трассировка метро - это отдельная история.

См. также:
Набор картинок с градсовета и фотографии макета мостового перехода от dfaw
Еще фотографии макета от viatorus
Tags: Гавань, Киев, ПВЛ, Подольский мост, Судостроительная, Труханов остров, индастриал, мосты
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded  

  • 101 comments
Previous
← Ctrl← Alt
Next
Ctrl →Alt →
Previous
← Ctrl← Alt
Next
Ctrl →Alt →